Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Грандиозный поход Сосновка - Тырке-яйла - Караби-яйла (Тай-коба) - Нефань-богаз - Малореченское, ч.1

Journal Info

Name
Wolframmos

27 августа 2018 года я совершил самый длинный горный поход в моей жизни: из Сосновки через Тырке-яйлу и турстоянку Восточный Суат на Верхнее плато Караби-яйлы с дальнейшим спуском по тропе Нефань-богаз и грунтовым дорогам в Малореченское, прошёл более 40 километров, начал поход в 7:50 утра и закончил только около полуночи! Впервые покорил вершины Долгая (1283 м), Тай-коба (1262 м) и Белая (1253 м). Это был мой второй поход в район Тырке и окрестностей. Сначала, 23 июля, в последний день девятого крымского путешествия я поднялся из Сосновки на гору Замана и все высочайшие вершины массива, кроме горы Долгой, и завернул через перевал Кара-оба на восточную часть плато Северной Демирджи, покорил горы Босна, Диплис-хая и Базарбай и спустился в Лучистое по Коровьей тропе. Я обязательно напишу фотоотчёт об этом походе в течение ближайших недель или месяцев, но сначала хочу рассказать о моём наиболее грандиозном походе по горам. Второй поход я планировал, в том числе, под впечатлениями от первого: мне хотелось наконец-то впервые посетить хотя бы небольшую часть Караби-яйлы, горного массива Крыма, наиболее удалённого от цивилизации и имеющего наибольшую площадь, а также по пути на высочайшие вершины массива Караби подняться на остававшуюся непокорённой самую восточную вершину Тырке-яйлы - гору Долгую, вместе с фото- и видеосъёмой на соседних с ней естественых смотровых площадках над обрывами Носа Тырке. И 28 августа я полностью осуществил всё задуманное. По Тырке-яйле я шёл более коротким путём, без захода на уже покорённые 23 июля вершины, но зато успел до стемнения спуститься с Караби-яйлы хотя бы до родника Нефан-узень, дальше шёл в Малореченское при полной Луне. Из центральной части Тырке-яйлы открываются очень интересные виды на Симферополь с окрестностями и горы к северу, и 28 августа мне удалось их снять с этого участка грунтовой дороги впервые, так как месяцем ранее я шёл южнее.

GPS-трек наложен на карту Google Earth. Ориентиры обозначены на более крупномасштабных картах отдельных частей похода. Видны трасса Смиферополь-Ялта, Тырке-яйла, Демирджи-яйла, юго-запад Караби-яйлы, сёла Генеральское и Малореченское и очень маленькая часть Чёрного моря.

Крупномасштабная карта первой трети похода (от Сосновки до перевала Таш-Хабах западный).

Все фотографии из этого похода (не только выбранные для опубликования в фотоотчёте) можно посмотреть в альбоме "Тырке и Караби" на фотосайте Flickr. Инструкция по просмотру увеличенных фотографий и их оригиналов находится здесь.

В первой части фотоотчёта я рассказываю о подъёме из Сосновки на Тырке-яйлу и о переходе по яйле до развилки на Нос Тырке и перевал Кара-оба.

Отправной точкой для большинства туристических маршрутов по Тырке-яйле с запада является очень маленький посёлок Сосновка (он же Привольное) на трассе Ялта - Симферополь, в 6 километрах к северу от Ангарского перевала, на высоте около 530 метров над уровнем моря, или, более точно, остановка "Партизанская шапка", до которой можно доехать на троллейбусе (медленно), автобусе (быстро) или маршрутке (ещё быстрее, но с непредсказуемым временем ожидания рано утром). В текущую вдоль трассы с запада от неё речку Ангару чуть севернее Сосновки справа впадает сезонный ручей Курлюк-су, образующий заросшую лесом долину. Вдоль ручья идёт удобная лесная дорога, однако самая нижняя её часть (около 150 метров) проходит через охраняемую собакой закрытую территорию подстанции крымского троллейбуса, которую надо обходить по узким и не всегда хорошо читаемым тропам. В первый раз я обошёл подстанцию с севера, по узкой тропе вдоль остатков забора с колючей проволокой, а во второй - зашёл в лес по тропе с южной стороны ручья, через несколько десятков метров после остановки (это была не первая, а вторая тропа, ответвляющаяся вправо). В лесу я сначала ещё раз повернул правее и удалился от трассы примерно на 80 метров, а затем свернул налево не более слабо читаемую тропку, почти параллельную трассе (я шёл по узкой просеке, видимой на спутниковой карте). После примерно 200 метров ровного участка пути начинается спуск к ручью, умеренно крутой, но очень хорошо проходимый. Тропы на спуске уже нет, и надо придерживаться направления вниз и вправо. Очень быстро я вышел на широкую и удобную тропу, а затем и на грунтовую дорогу вдоль ручья. Вокруг растут высокие лиственные деревья, а по земле стелются листья плюща (фото 1). Довольно скоро я дохожу до маленького мостика через сезонный ручей (фото 2-3). Мостик нужен только весной или после сильных дождей, а в остальное время можно перейти сухое русло пешком. Однако мне, конечно же, приятнее идти по мостику. Через несколько сотен метров после пересечения ручья находится важная развилка широких лесных дорог. По обоим ответвлениям можно дойти до следующего основного ориентира при подъёме на Тырке-яйлу - турстоянки "Короед". Однако наиболее быстрый путь к месту для привала идёт по правому, более прямому ответвлению, отмеченному на дереве маркировкой туристического маршрута "По партизанским тропам". Во время моего первого восхождения на Тырке-яйлу 23 июля я пошёл здесь прямо и, свернув налево на следующей развилке, очень быстро вышел на широкую грунтовку всего в 100 метрах от турстоянки. Во второй раз я решил разведать вариант маршрута по левому ответвлению, потому что, как мне казалось, его направление как раз указывает в сторону "Короеда". Однако путь по нему оказался более долгим и неудобным. Тропа очень быстро становится не такой широкой и слабо читаемой, и основную часть лесистого подъёма от долины до турстоянки приходится преодолевать почти по бездорожью. Я вышел на широкую грунтовку намного западнее "Короеда", и чтобы теперь отсюда добраться до основной дороги на восток, сначала нужно пойти налево. Через 800 метров находятся слияние грунтовок и плавный поворот в сторону турстоянки. Именно благодаря тому, что в этот раз я выбрал не самый короткий путь, мне удалось сфотографировать очень маленький цветочек на грунтовке (фото 9), а благодаря тому, что я увидел цветочек и остановился, я обернулся я заметил очень интересный вид на Ангар-бурун (фото 10). От слияния дорог до "Короеда" около 800 метров. Турстоянка представляет собой небольшую беседку со столом и скамеечками на пересечении лесных дорог на высоте около 825 метров. Чтобы продолжить подъём на Тырке-яйлу, нужно выбирать дорогу, наиболее заметно поднимающуюся сразу после беседки (тем не менее, подъём на ней тоже достаточно пологий). Эта дорога через километр пути выходит на Тырке-яйлу вблизи горы Замана, на которую я поднялся 23 июля, а во второй раз я свернул на чуть более узкую, но очень хорошо читаемую тропу незадолго до выхода основной грунтовки из леса, чтобы посетить родник Мусарач и ознакомиться с другим, более западным выходом на Тырке-яйлу. Лесная тропа траверсирует склон оврага и выходит к роднику Мусарач на высоте 998 метров над уровнем моря в 1100 метрах ходьбы от верхней развилки (1750 метров от "Короеда"). Этот родник действует круглогодично, струя воды наполняет литровую бутылку не более чем за 20 секунд. Из родника вытекает маленький ручеёк, один из самых высокогорных в Крыму. От источника до края яйлы можно дойти по продолжению тропы всего за 5 минут. В конце августа листва на деревьях на высоте более 100 метров уже начинала желтеть, и от этого пейзажи на полянах на Тырке-яйле становились ещё более живописными. С грунтовой дороги в центральной части яйлы открываются виды на Симферополь и окрестности, а также на бескрайние просторы горных склонов на севере. На одном из горных лугов паслись кони. Вдоль Тырке-яйлы, протянувшейся узкой полосой полян с запада на восток на 6 километров, проложена грунтовая дорога. От неё отходит много ответвлений, но я шёл по кратчайшему пути на восток. Таким образом, вершины 1278 и Хапхал-баш остались справа, а гора Тырке - слева. Вскоре я миновал правое ответвление на перевал Кара-оба, куда я повернул 23 июля после покорения Заманы и трёх перечисленных вершин, и продолжил путь на гору Долгую и к Носу Тырке.

1. Листья плюща, стелющиеся по земле в лесу на высоте около 550 метров над уровнем моря.

2. Мостик через сезонный ручей Курлюк-су. По левому берегу ручья (видимому справа, поскольку я поднимаюсь вдоль русла) тоже проложена более узкая тропа, а я иду по широкой лесной дороге.

3. Мостик крупным планом. Под ним сухое каменистое русло ручья.

4. Русло ручья в тени лиственных крон и маленькое деревце в лучах утреннего солнца.

5. Высокий лиственный лес на склоне долины.

6. Узкий участок тропы.

7. Небольшая группа низкорослых деревьев.

8. Лесная развилка. Желательно идти прямо, игнорируя левые ответвления (как я шёл 23 июля). Плавно повернув налево 27 августа, я тоже дошёл до "Короеда", но более длинной дорогой (зато позже более коротким путём шёл по яйле).

9. Очень маленький цветочек на грунтовой дороге в лесу вблизи турстоянки "Короед". Он был буквально три миллиметра в диаметре, а здесь сильно увеличен.

10. Вид на настоящую (вблизи обрыва) и ложную вершину Ангар-буруна с грунтовой дороги.

11. После слияния грунтовок путь к турстоянке проходит через цепочку полян.

12. На склонах Тырке-яйлы начинается осень.

13. Турстоянка "Короед", иногда её в шутку называют рестораном.

14. Беседка на турстоянке.

15. Ворота тропы к роднику Мусарач (в 15 минутах ходьбы от "Короеда")

16. Небольшая скала в лесу и высокие лиственные деревья.

17. Вид на скалу с её торца.

18. Вторые ворота тропы к роднику Мусарач.

19. Третьи ворота, самые низкие.

20. Тропа почти без перепада высот пересекает небольшой овражек, заваленный остатками упавших деревьев.

21. Родник Мусарач с чистой водой.

23. Маленький ручеёк, вытекающий из родника.

25. Высокий лиственный лес вблизи родника.

27. Василёк.

28. Тырке-яйла покрыта пожелтевшей высокой травой и отдельными деревьями и рощицами. По яйле можно передвигаться по многочисленным грунтовым дорогам. Также во время предыдущего похода я ходил в южной части яйлы по бездорожью, и трава была более низкая.

29. Маленькая рощица, окружённая высокой травой.

31. Лиственный лес, окружающий яйлу, начинает желтеть.

32. Вдалеке видна кромка Нижнего плато Чатыр-дага.

33. Хвойная роща и поляны.

34. Крупный план горы Куба-кая, покорённой 19 апреля 2018 года (фотоотчёт здесь). Видны антенны на вершине. После того, как я поднялся на яйле ещё выше, стал виден почти весь склон.

35. Ангар-бурун, возвышающийся над верхушками сосен.

36. Лиственные деревья начинают желтеть.

37. Вершина Северной Демирджи крупным планом.

38. Она же, вместе со скалой Козырёк.

39. Безымянная гора высотой 1278 метров, покорённая 23 июля.

40. Другой ракурс, с лесом вблизи.

41. Крупный план вершины.

42. Преимущественно хвойный участок леса.

43. Редкие небольшие деревья, окружающие грунтовую дорогу.

46. Одинокая сосна.

47. Именно здесь, на Тырке-яйле и Демирджи-яйле, находится единственная в Крыму известная мне область произрастания берёз.

54. Василёк.

55. Цветок, похожий на клевер.

58. Просторы яйлы в начале осени.

60. Вершина 1278.

61. Кромка леса, окружающего яйлу.

67. Дерево с красными листьями на фоне зелёной рощи.

Видео 1, 2, 3. Видеозапись видов из центральной части Тырке-яйлы, часть первая, вторая, третья.

Видео 1.

Видео 2.

Видео 3 (снято на 400-500 метров восточнее и на 60 м выше, чем видео 1 и 2).

69. Кони пасутся на лугу, окружённом с трёх сторон лесом и с четвёртой стороны - невысоким скальным обрывом.

70. Преимущественно сосновый лес с желтеющими лиственными вкраплениями.

71. Вид на северо-запад, на дорогу, по которой я поднимался и окружающие её участки леса.

77. Развилка на вершину 1278 (видна чуть левее центра кадра). Я поворачивал здесь направо 23 июля, а теперь иду левее - на восток вдоль яйлы по наиболее короткой дороге, потому что теперь мне предстояло идти очень далеко - до самой Караби-яйлы, а затем ещё до Малореченского.

78. Дорога, высокая трава, кусты, сосны и вдалеке лиственные деревья.

80. Я поднимаюсь так высоко, что становится виден Симферополь!

81. Дорога, невысокие лиственные деревья и самая северная часть Нижнего Плато Чатыр-дага.

82. Дерево с красно-фиолетовыми листьями на фоне жёлто-зелёной лиственной рощицы.

83. Василёк - самый распространённый цветок на Тырке-яйле в конце августа.

84. Симферополь за лесом.

85. Гора Куба-кая (слева) и Нижнее плато Чатыр-дага, ближе - запад Тырке-яйлы.

86. Маленькая лиственная рощица.

87. Луг, на котором пасутся кони. Дальше - лес, а ещё дальше - Долгоруковская яйла.

88. Более общий вид на север.

89. Дорога, лиственные деревья и Куба-кая вдали.

90. Вдали Симферополь и пригороды.

91. Вид чуть восточнее, с очень красивым лиственным лесом.

92. Очень крупный план.

93. Верхнее плато Чатыр-дага. Ангар-бурун слева, Ак-бурун справа. Эклизи-буруна пока не видно, мы его увидим позже.

94. Гора Куба-кая (справа) и кромка Нижнего плато Чатыр-дага над сосновым лесом.

95. Весь массив Чатыр-даг, Верхнее и Нижнее плато.

96. Куба-кая и северные и северо-восточные склоны Нижнего плато.

97. Виден подход к Красной тропе.

98. Верхушки сосен и за ними луг, на котором пасутся кони, в окружении лиственного леса.

99. Видно даже Аянское водохранилище, а также северо-восток Симферополя.

100. Вершина 1278 вблизи.

101. Скалы на вершине крупным планом.

102. Нижнее плато Чатыр-дага с высоты около 1200 метров.

103. Общий вид на северо-запад.

104. Гора Замана и за ней северные склоны Нижнего плато Чатыр-дага.

105. Крупный план гор Сарп и Курт-баир (чуть ближе). Склон плато окрашен в красноватый цвет, по нему в левой части экрана проходит Красная тропа.

106. Самый лучший вид на Симферополь с грунтовки в центральной части Тырке-яйлы, с максимальной высоты перед поворотом направо вдоль опушки леса.

107. Отрог, по которому проходит Ишачья тропа, и бескрайние дали со скалами.

108. Дорога постепенно поворачивает, и деревья начинают закрывать виды на запад и на северо-запад.

110. Дорога очень ненадолго заходит в лес.

111. Разноцветные осенние деревья.

112. Вид на западную часть Долгоруковской яйлы за пожелтевшими деревьями.

114. За осенним лесом вновь виден Симферополь с окрестностями.

116. Вид назад, на дорогу вдоль кромки лиственной рощи.

118. Крупные яблоки на яблоне на высоте почти 1250 м.

123. Поляна, лиственная роща и большой куст с вытянутыми красными плодами, похожими на шиповник.

125. Долгоруковская яйла за лиственными деревьями.

126. Вид на южную кромку Тырке-яйлы.

127. Дерево рябины с ягодами.

128. Ягоды рябины на ветке.

129. Очень интересное фиолетовое растение.

130. Дорога, сосны, лиственный лес, окружающий яйлу и Нижнее плато Чатыр-дага.

131. Вид на север.

132. Гора Тырке, покорённая 23 июля.

133. Вершина 1278, вид с северо-востока.

134. Крупный план вершины.

135. Низкорослая лиственная роща.

136. Долина на яйле.

137. Гора Сарп и отрог Ишачьей тропы.

138. Гора Тырке и узкая полоска леса.

141. Скальник на яйле вдоль дороги.

142. Более общий план.

144. Развилка на Хапхал-баш, самую высокую точку Тырке-яйлы (1291 м), покорённую 23 июля (ответвление слева, читается слабо, а я иду прямо, и продолжение пути в момент съёмки за моей спиной.

146. Гора Тырке вблизи.

147. Вершина Хапхал-баш.

148. Ещё один скальник и рябина с ягодами.

149. Скальный юго-восточный обрыв горы Тырке.

150. Более крупный план.

151. Сосна причудливой формы и восточная часть яйлы.

155. Молодая сосенка.

157. Продолжаю идти на восток, на гору Долгую и Нос Тырке.

158. Прекрасный фиолетовый цветок с насекомым, частично закрытым лепестком.

159. Маленькие сосенки и более крупные, но тоже не очень высокие лиственные деревья.

160. Гора Долгая, на которую я держу путь, вершины отсюда временно не видно.

161. Перед развилкой на Нос Тырке и перевал Кара-оба дорога пересекает несколько широких поперечных полос леса, это последняя их них.

Вторая часть фотоотчёта (от развилки на Нос Тырке и Кара-оба до выхода на Верхнее плато Караби-яйлы) здесь. Третья часть (от выхода на Верхнее плато Караби-яйлы до спуска в Малореченское) находится здесь.