?

Log in

No account? Create an account

Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2016. Поход по Ялтинской яйле с подъёмом по Стильской тропе и спуском по Узенбашской 28.09, Ч.2

Journal Info

Name
Wolframmos

Крым-2016. Поход по Ялтинской яйле с подъёмом по Стильской тропе и спуском по Узенбашской 28.09, Ч.2

Previous Entry Share Next Entry
Продолжение фотоотчёта о моём походе по Крымским горам 26 сентября (первая часть здесь). Поскольку это один и тот же поход, а разделение отчёта на две части вызвано лишь чисто техническими причинами (ограниченным объёмом записи блога), я буду продолжать нумерацию фотографий.

В 14:10 я достиг вершины Лапаты (1406 м). К счастью, в это время туман уже не мешал любоваться окружающими красотами и вести фотосъёмку. Изумительные виды с этой вершины оправдали все мои ожидания - отсюда можно рассмотреть бескрайние дали во все стороны горизонта. На востоке (фото 38), помимо склона яйлы и горы Джады-бурун на ближнем плане, видны даже самые знаменитые крымские вершины - чуть-чуть выставляющийся левее Джады-буруна Кемаль (1529 м), маленький остроконечный пичок - это Демир-капу (1542 м), над Никитским перевалом выглядывает Роман-кош (1545 м) или, если не он конкретно, то тоже часть Бабугана, а ещё правее находится Никитская яйла с её высочайшей вериной Авиндой. Не менее интересен вид на запад (фото 39-40) - здесь, помимо хорошо узнаваемых Ай-Петри и Могаби, при большом увеличении можно найти и гору Рока, и Бедене-кыр, и даже Купол и Ат-баш (!!!!) Эндек, разумеется, тоже виден, и Сунгурта тоже, только ввиду малого контраста с окружающей яйлой их труднее найти. А в северо-западном направении (фото 41) видны хребет Аю-даг (не путать с Аю-дагом, вдающимся в море) и, возможно, часть массива Бойка.

38.


39.


40.


41.


После покорения Лапаты я отошёл от кромки яйлы и двигался на юго-запад по той же грунтовой дороге, постепенно уходящей вглубь горного плато. Крайняя полоса яйлы по мере продвижения в сторону отрогов Кизил-кая и Иограф яйла становится всё более лесистой, в том числе, вследствие небольшого уменьшения высоты. Самая верхняя точка хребта Кизил-кая покрыта наиболее густым лесом. На фото 42-45 изображены виды Ялтинской яйлы и соседних гор в промежутке между Лапатой и Кизил-кая.

42. Лапата, вид с юго-запада.


43.


44.


45.


46. Хребет Кизил-кая, вид сверху и с севера. Слева - Турла-кая, самый красивый пик над Ялтой, так она выглядит сбоку или почти сзади.


В это время после густого тумана неожиданно вышло солнце, а ветра к этому моменту уже совсем не было. В западной части яйлы находятся достаточно много невысоких скальных уступов (фото 47-50), примерно таких же, какие окружают Ай-Петри или гору Эндек или встречаются на Бабугане и Чатыр-даге. На развилке широких грунтовок я сначала пошёл направо, к Сунгурте, чтобы посмотреть на виды к северу от главной гряды Крымских гор, а потом вернулся тем же путём в это же место и продолжил путь к Сююрю-буруну и Узенбашской тропе.

47.


48.


49.


50.


51. За Лапатой и Джады-буруном вновь видны Демир-капу (в центре кадра) и, возможно, Бабуган (справа). Все далёкие вершины также освещены солнцем.


52. Пересечение грунтовки с трассой газопровода. И красивейшие вершины на заднем плане.


53. Вид на яйлу в сторону Сююрю-буруна.


54. Вид с дороги на запад. Слева - Кызыл-кая или Эндек.


55. Один из обрывов вблизи Сунгурты.


56.


Вершина горы Сунгурта (1333 м) представляет собой несколько огромных каменных глыб с отвесными стенами, на которые, скорее всего, подняться без скалолозного опыта и снаряжения невозможно. Поэтому триангуляционная вышка находится чуть ниже, к востоку от глыб, и к ней можно подняться по крутому травянистому склону, лучше всего идти с северной стороны. Сам по себе крутой подъём от дороги сравнительно короткий, и я преодолел большую его часть, до того момета, как стали очень хооршо видны северные дали, и не дошёл до вышки всего несколько метров, так как был уверен, что для того, чтобы считать себя покорителем какой-либо горы, нужно ступить ногой на вершину, а если такая возможность не представляется, то нет смысла подходить к вершине на минимально возможное расстояние - надо дойти только до того места, где во всей красе откроются желанные виды. Сейчас, по прошествии месяца с этого похода, я предполагаю, что подойти к вершине максимально близко всегда крайне желательно, даже если сама вершина недоступна, и если я когда-нибудь снова пойду на Сунгурту, то обязательно дойду до вышки. Однако я всё-таки считаю, что Сунгурту я всё-таки тоже покорил.

57. Триангуляционная вышка на Сунгурте и за ней - почти все самые известные вершины над Ялтой и Гурзуфом.


58. Вид на северо-восток,множество лесистых гор.


59. Вид на север. Счастливенское водохранилище сразу за деревьями и Загорское - дальше. На самом деле, до Счастливенского водохранилища 5 километров, несмотря на то, что кажется, что оно близко.


60. Скорее всего, массив Бойка. А чуть ближе - очень интересное понижение между двумя горами, которое иногда видно ещё у самого Джады-буруна, его мне тоже хочется назвать "воротами".


61. Склон Сунгурты - это единственное место, откуда во время похода 28 сентября я увиден первый покорённый мной полуторатысячник Эклизи-бурун, на который я взошёл 12 июля 2015 года.


62. Вид на Сунгурту с грунтовки.


Дорога постепенно спускается к развилке, от которой я начал свой путь к Сунгурте. Затем, через несколько сот метров после правого поворота, при приближении к кромке яйлы снова начинается пологий подъём, незадолго до верхней точки Узенбашской тропы снова сменяющийся спуском. Я хочу оказать самые интересные, на мой взгляд, виды с этой части пути.

63.


64.


65.


66.


67.


68.


69. Снова становится видна гора Ай-Петри, а правее, скорее всего, Кызыл-кая.


Гора Сююрю-бурун, последняя из вершин, покорение которой было запланировано на этот день, находится в непосредстввенной близости от верхней точки Узенбашской тропы, куда и привела меня грунтовая дорога из более удалённых от кромки частей яйлы. Сама вершина, отмеченная геодезическим знаком, находится лишь на 20 метров выше начала тропы, и я за неё поднялся буквально за пару минут.

70.


71. Вид с вершины Сююрю-бурун на восток. Слева направо: Лапата, Джады-бурун, Кемаль-эгерек, Демир-капу, Роман-кош, Авинда. Мне кажется, что здесь виден и Зейтин-кош.


72. Тот же самый вид более крупным планом.


73.


74. Гора Кызыл-кая.


75. Ай-Петри и Могаби.


76. Вид на отрог Иограф, по которому мне предстояло спуститься, и западную часть центра Ялты.


77. Вид на вершину Сююрю-бурун с запада.


78. Новое начало Узенбашской тропы. Чуть дальше, около стараго начала тропы, установлен крест. Высота 1260 метров.


Узенбашская тропа, на мой взгляд, в целом проще Стильской или даже Мисхорской, однако довольно крутой участок спуска в нижней части плешины пожара всё-таки имеется. Я не исключаю, что его можно обойти, если на развилке со стрелкой пойти прямо, эта дорога прорисована в Викимапии и тоже соединяется с нижней частью Узенбашской, однако я не могу быть уверен в том, что обходной путь проще и что он всё время идёт только в пологий спуск. Узенбашская тропа промаркирована бело-синими метками, одна из них, нанесённая на дерево, изображена здесь. Ещё одну метку можно увидеть на перекладине "Ворот Узенбашской тропы" на фото 90. Тропа находится в хорошем состоянии и, можно даже сказать, при необходимости ремонтируется. Например, из нескольких упавших поперек тропы на неудобной высоте стволов деревьев старательно выпилены куски вдоль оси дороги. Естественное, что мне не очень понравилось - то, что в местах ответвлений сократов тропа оказывается немного "разбитой", иначе говоря, на тропе имеются небольшие ямки.

Узенбашскую тропу я могу разделить на пять участков, отличающихся друг от друга по окружающей природе и по характеру дороги: сначала, от высоты 1260 метров (начало тропы) до 1160 метров ("аналог Капоблу", фото 83) немного каменистая тропа идёт по краю леса, всё чаще и чаще заходя в лес. С самой верхней части пути открываются замечательные виды по обе стороны хребта Иограф, по которому и проходит маршрут (фото 79-82). Затем, до высоты 920 метров, идёт лесной серпантин, исключительно комфортный для спуска (фото 85-87, 91). В этой части маршрута крайне желательно избегать сократов, потому что они существенно круче, и идти по ним гораздо менее приятно и на самом деле дольше. На всех развилках здесь нужно идти по более пологому пути. Тропа больше всего "серпантинит" в середине лесного участка, а чуть выше и чуть ниже путь проходит более-менее прямо. Затем до высоты 760 метров продолжается, пожалуй, самый красивый и интересный участок спуска, проходящий через плешину пожара (фото 95). Он тоже идёт прямо, за исключением одного случая, где поворачивает налево и сразу снова направо - это место называется Уч-Сырым. Крутизна тропы по-прежнему незначительная, и особенно прекрасна эта часть Иографа именно осенью, когда листья растущих здесь молодых лиственных деревьев желтеют и краснеют (фото 97-100). В верхней части плешины пожара находится знаменитый иографский сухостой, ниже засохших деревьев гораздо меньше. Четвертая часть Узенбашского маршрута отличается более крутым спуском и начинается там, где тропа переходит в более широкую грунтовку (фото 106), а резко вниз уходит узкая, но хорошо натоптанная тропинка, как раз и обозначннная в Викимапии как продолжение Узннбашской. Если спускаться по широкой грунтовке, то крутой спуск начинается через несколько десятков метров, после развилки со стрелкой. И нижний участок дороги начинается почти сразу после входа в лес примерно на отметке 585 метров и никаких сложностей не представляет. Затем, на высоте 400 метров, грунтовка переходит в асфальтобетонную Дарсановскую улицу в Ялте.

79. Вид на Ялту, Васильевку, откуда я начал свой поход и где жил с 11 по 21 июля, Хребты Кизил-кая (вблизи), Баланын-Каясы, Никитскую яйлу и Кемаль. Скорее всего, здесь можно найти и поляну Капоблу.


80. Часть Ялты и Васильевка крупным планом.


81. Пик Турла-кая и за ним Баланын-каясы и Авинда.


82. Ай-Петри.


83. "Аналог поляны Капоблу" - так я назвал это место, где Узенбашская тропа претерпевает первый (ещё не очень резкий) поворот, потому что сосны мне показались очень похожими. Высота 1160 метров. На самом деле поляна Капоблу во много раз больше.


84. Скалы около Узенбашской тропы.


85. Вид на тропу и окружающий высокий сосновый лес в лучах заходящего солнца.


86.


87.


88. Цветок на тропе, не знаю, к сожаплению, как называется.


89. Маленькие сосенки.


90. "Ворота Узенбашской тропы", названные так по аналогии с Воротами Стильской тропы. Располагаются на высоте около 1060 метров (на 200 метров выше Стильских) после первого резкого поворота Узенбашского серпантина.


91. Просто лес.


92. Ай-Петри и Ставри-кая.


93.


94. Аутка, микрорайон Ялты недалеко от Дарсана, куда выводит Узенбашская тропа.


95. Знаменитый иографский сухостой, возникший в результате пожара.


96. Восточная часть Ялты и лес, через который мне предстояло дальше спускаться, уже в темноте.


Далее - несколько просто красивых осенних видов. Так как в районе плешины пожара растут молодые лиственные деревья. Очень красиво выглядит осенью пожарище издалека - я покажу его фотографии целиком в фотоотчёте о походе 1 октября.
97.


98.


99.


100. А теперь особенно интересный ракурс: между деревьями с осенними листьями - Ай-Петри!


101. Вид на запад.


102. Ялта и Васильевка. Над Авиндой ещё не зашло солнце.


103.


104. Высокие сосны около поворота Уч-Сырым.


105.


106.


Чуть ниже поворота Уч-Сырым, на высоте 760 метров находится, пожалуй, ключевая точка всего маршрута. Здесь после недолгого захода тропы в лес находится небольшая естественная смотровая площадка, и, несмотря на то, что при просмотре карты видно, что тропа (обозначннная именно как Узенбашская) спускается резко вниз, естественным продолжением пути кажется начнающаяся здесь прямая грунтовая дорога. Я прошёл по грунтовке всего порядка десяти метров и обратил внимание, что с точки зрения навигатора и обозначннной там Узенбашской тропы я иду неправильно. Я вернулся и нашёл отходящую влево и вниз тропу, тоже прошёл по ней несколько метров, но понял, что здесь спуск достаточно сложный и крутой, и поэтому удобнее идти по грунтовке, особенно притом, что с минуты на минуту должна была наступить ночь. И я вновь пошёл по грунтовке, моментально разобравшись, что на развилке, которая очень хорошо видна в Викимапии, нужно будет повернуть налево, и тогда я через полтора километра снова выйду на классическую Узенбашскую дорогу. Почти сразу, через 100 метров я увидел это ответвление. Около него на относительно большом камне была нарисована жирная красная стрелка, указывающая туристам двигаться именно по этому левому направлению. Поэтому я и назвал это место "Развилкой со стрелкой". Увидев указатель, я окончательно убедилася, что иду правильно. Однако спуск очень быстро стал значительно более крутым, чем в любой другой части Узенбашской тропы, и уже в глубоких сумерках я стал спускаться очень медленно и осторожно. Через 300 метров дорога повернула налево, продолжая круто спускаться с некоторыми перерывами. Ещё через несколько сотен метров находится ещё один поворот, на этот раз правый и менее резкий, и в этом месте грунтовка окончательно уходит в лес. Когда я там проходил, стемнело настолько, что мне пришлось включить фонарик. Однако спуск всё ещё был достаточно сложным. По навигатору я видел, что совсем скоро мне предстоит левый поворот под строго прямым углом, однако чуть раньше при свете фонарика я увидел уходящую влево тропку, очевидно, срезующую этот угол и, как я спустя минуту или две понял, действительно выходящую на ещё более широкую грунтовку. С этого момента до самого выхода на трассу спуск стал очень комфортным. Дорога идёт на восток, очень плавно сбрасывал высоту, и затем снова заворачивает на юг, выходя на обозначенный в Викимапии Узенбашский маршрут. И через 300 метров следует ещё один поворот на восток. Я собирался сделать короткий привал, и хотел уже для этого сесть на один из валунов на обочине. Однако тут из темноты вдруг показалась скамейка, и на ней я наконец-то убрал фотоаппарат в рюкзак. Вскоре дорога изгибается в петле серпантина, и примерно тогда же появляется асфальт, сначала отдельными островками, а потом уже сплошным слоем, но, конечно, с трещинами. Затем часть Дарсановской улицы покрыта бетонными плитами. Вокруг располагаются предприятия, вдалеке лают собаки. После полутора километра спуска по асфальту и бетону Дарсановская улица выходит на трассу к остановке "Бакалея". Я завершил свой поход чуть позже 20:00, в это время пригородный транспорт в Ялте в сторону автовокзала не в сезон уже почти не ходит. Примерно до 23:00 ходят городские троллейбусы и маршрутки, однако они идут не по шоссе. Минут через 10 прошёл 102-й автобус, который идёт по нижней дороге от Алупкинского парка и в связи с ремонтом старого шоссе в районе Ливадии делает большой крюк к развилке на Гаспру через храм в Ореанде. Я доехал до автовокзала и на следующий день перед концертом в Ялтинском театре имени Чехова посетил Гурзуф, о котором я тоже обязательно расскажу, но сначала об оставшихся походах по горам.

Продолжение следует...
Powered by LiveJournal.com