Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2016. Поход по Ялтинской яйле с подъёмом по Стильской тропе и спуском по Узенбашской 28.09, Ч.1

Journal Info

Name
Wolframmos

28 сентября, в свободный день между концертами Елены Терентьевой, я отправился во второй горный поход четвёртого крымского путешествия, о котором также мечтал с начала мая. Я собирался пройти этот маршрут в июле, очень хотел пройти за один день от Стиля-богаза до Ай-Петри или в противоположную сторону. В последний день третьего крымского путешествия я был близок к осуществлению этого замысла, поехал на Ай-Петри на маршрутке (в целях экономии времени, так как расстояние до Стильской тропы действительно большое для одного дня), однако на плато неожиданно было холодно, а у меня тогда не было никакой тёплой одежды, поэтому я поднялся на вершину Ай-Петри и сразу на маршрутке спустился. Когда я собрался в Крым в конце сентября, то я уже был настроен серьезно, и поход по Ялтинской яйле как минимум до горы Рока я считал одной из двух главных горных целей путешествия. И примерно за две недели я запланировал посещение гор над Ялтой на 28 сентября, однако решил, что идти удобнее с востока на запад и всё-таки не исключал разбиения этого грандиозного маршрута на две части. Я хотел после посещения Севастополя 27 сентября встать совсем рано, часов в пять утра, и сразу отправиться в горы пешком от автовокзала через Васильевку, мечтал даже выйти из дома ещё в темноте и встретить рассвет у родника Сиготур. Однако вечером 26 сентября, спускаясь через лес с горы Мердвен-Каясы на подходе к Борю-Богазу, я неожиданно узнал, что в Севастополе на следующий день Елена Терентьева поёт сразу два концерта, дневной и вечерний, а не только дневной, как я думал сначала, и я понял, что вернусь в Ялту поздно, и тогда я окончательно решил не вставать в пять утра и идти 28 сентября по Ялтинской яйле только от Стильской до Узенбашской тропы, что тоже, по мнению авторов некоторых крымских горных путеводителей, является достаточно длинным маршрутом для однодневного похода, особенно с заходом на Сунгурту. А поход на горы Эндек, Рока, Ай-Валенти и Ай-Петри отложил на 1 октября, после посещения двух концертов Елены. Я с успехом покорил эти вершины и прошёл по Боткинской и Ставрикайской тропам и второй раз по Мисхорской, о чём очень надеюсь рассказать на следующей неделе. А 28 сентября я взошёл на вершины Джады-бурун, Лапату, Сунгурту и Сююрю-бурун, до которых так и не добрался летом.

Маршрут похода, включая GPS-трек, изображён на карте, сохранённой с помощью программы Google Earth.

Все фотографии из этого похода (не только вынесенные в фотоотчёт) можно увидеть в моём альбоме "Ялтинская яйла" на Яндексе.

Начальной точкой похода стала конечная остановка ялтинской маршрутки номер 7, идущей в Васильевку, около школы номер 8, там, где от улицы Казанцева отходит улица Горная. Я поднимался по улице Казанцева и далее по улице Субхи (на самом деле - по одной и той же почти прямой дороге), так же, как и 17 июля при восхождении на вершины Кемаль-Эгерек и Демир-капу. Однако внесу небольшое уточнение: после выхода из Васильевки имеются две развилки с указателями с надписью "Озеро". Чтобы выйти на Стильскую тропу, нужно первый раз идти в сторону, куда направлен указатель, а во второй - по левой дороге, как я уже писал в июле. Маршрут подъёма по Стильской тропе  вместе с фотографиями подробно описан здесь, в фотоотчёте о походе на Кемаль. Первыми фотографиями из похода 28 сентября оказались изображения кошки, которую я встретил в Васильевке (1, 2). Самая нижняя часть подъёма проходит по безлесному пространству, поэтому из этих мест можно рассмотреть и Ялту и Могаби (фото 3), и хребет Кизил-кая, заканчивающийся самым заметным остроконечным пиком над Ялтой Турла-кая (крупным планом на фото 4 и 5), а также на Иограф и Ай-Петри (фото 6). На фото 7 видны ближайшие цели похода - вершины Джады-бурун (частично скрытая в тумане) и Лапата, находящиеся над скальным обрывом. Можно сравнить эти фотографии со снятыми в этих же местах 17 июля в солнечную погоду, однако и 28 сентября ближе к вечеру вышло солнце. Далее, после беседки и шлагбаума, путь проходит через высокий сосновый лес (фото 8) и один из самых важных, на мой взгляд, ориентиров - родник Сиготур (фото 9) вместе со столиком и скамейками (см. отчёт о Кемале) и искусственным прудом (фото 10). В этот раз, чтобы иметь больше времени на посещение вершин Ялтинского хребта, я старался идти более бодро, и на первом участке тропы мне это удавалось, я шёл ощутимо быстрее, чем летом. Остановившись около Сиготура всего на пару минут, я продолжил путь к Капоблу.

После двух правых поворотов на развилках и одного - на серпантинном изгибе тропы, на высоте примерно 720 метров в районе второго пересечения дороги с ниткой газопровода открывается вид на вот такую интересную скалу:

Во время одного из кратковременных выходов из леса можно наблюдать отрог Баланын-Каясы (фото 12), а чуть позже - обрыв горы Лапата вместе с сухостоем к северо-востоку от урочища Комбопло (фото 13, можно сравнить с фото 17 из отчёта о походе 17 июля). Ещё чуть выше находится, пожалуй, самый интерсный промежуточный ориентир между Сигтоуром и Капоблу - "Ворота Стильской тропы" (фото 14, вид снизу можно посмотреть в альбоме).

Пройдя три четверти пути от пруда у Сиготура до большой поляны Капоблу, я обратил внимание на то, что в график подъёма по среднему участку Стильской тропы 17 июля я немного не вписываюсь, и мне это показалось очень странным и крайне нежелательным, я даже был немного собой недоволен, потому что даже в жару я поднимался быстрее. И я стал торопиться, что сыграло со мной злую шутку. Примерно за 200 метров до верхнего перекрестка я наступил на подвижный камень и упал. К счастью, я вообще ничем не ударился, но это было моё первое падение во время горного похода и вообще перед этим я не падал почти три года, с 13 октября 2013 года. Как и тогда, в момент падения я держал в руке фотоаппарат, но я снова избежал его удара о землю. Однако первое время за него я немного волновался. Сначала сам факт падения меня расстроил, однако уже на подходе к Капоблу я вновь шёл в очень хорошем настроении. В принципе, ничего страшного в этом нет, что я один раз упал более чем за 15 горных походов, притом, что, например, молодые люди, которых я встретил в прошлом году на спуске с Демирджи, падали несколько раз буквально за час. Если не считать времени внепланового привала после падения, то от Сиготура до Капоблу я шёл всего за 10 минут дольше, чем в июле, что я не считаю существенной разницей. И меньшая скорость подъёма по среднему участку тропы, скорее всего, связана с тем, что я этот раз нёс больше груза - куртку и много воды, учитывая опыт предыдущего похода, когда за водой мне пришлось делал крюк в Оползневое. Однако, к моему великому удивлению, я дошёл от Васильевки до самой Лапаты и даже чуть дальше, преодолев перепад высот в 1250 метров, без единого глотка воды! То есть вода у меня была, но я совершенно пить не хотел! Притом, что летом, напротив, я во время одного только привала на Капоблу выпил больше литра. Ещё одной из причин падения я могу назвать то, что рюкзак в это время я нёс в руке, а не на спине - в этом случае моё равновесие становилось менее устойчивым. Вот так выглядит дорога в месте падения (фото 15):

На фото 16 показан подъём к Капоблу от верхнего перекрёстка (выхода тропы на нитку газопровода). На фото 17 очень хорошо видно, что этот участок дороги, если смотреть сверху вниз, направлен прямиком на самую знаменитую и красивую вершину Крыма - гору Ай-Петри, прямо как Невский проспект в Питере - на шпиль Адмиралтейства.

Поляну Биюк-Капоблу я прошёл вообще не останавливаясь (так как у меня уже были фотографии этих мест) и отправился далее в подъём по основной дороге, идущей над ниткой газопровода (фото 18). Узкую обходную тропу, открытую во время спуска 17 июля и более удобную ввиду меньшего количества сыпуна, я искать не стал, решил, что проще идти по прямой, однако на самом крутом участке подъёма мне стало страшно, единственный раз за всё четвёртое крымское путешествие, видимо, на меня психологически повлияло падение. Очень медленным шагом я преодолел это место, и вскоре трасса газопровода неожиданно уходит вниз. В этом месте от неё вправо отходит сама по себе тропа Стиля-богаз (возможно, широкую грунтовку до этой развилки правильнее называть всего лишь подходным путём к Стильской тропе). Выше этой точки тропа вообще не представляет сложностей, идти очень комфортно (фото 19), и с подъёма открываются красивейшие виды на Джады-бурун, Лапату и их склоны (фото 20-21). Если увеличить эти снимки до оригинального размера, можно увидеть крест на вершине Джады-буруна.

Верхняя точка Стильской тропы, на мой взгляд, одного из двух самых основных путей из Ялты на яйлу, обозначена тремя турами из камней, двумя побольше и одним поменьше (фото 22). На фото 23-25 изображены виды на яйлу на восток, в сторону Джунын-коша, и на запад с верхней точки Стильской тропы. Как только я вышел на плато, начал дуть сильный ветер. В это время часть Ялтинской котловины и северные вершины яйлы были закрыты туманом, и, двигаясь от Стиля-богаза к Джады-буруну, первой цели моего похода, и проходя через очень небольшую ложбину, я видел, как прямо перед моим лицом клочья тумана неслись на огромной скорости с северной стороны яйлы в Ялту. Несмотря на туман, центр города был очень хорошо виден с кромки яйлы (фото 26). Гору Оксек-бурун я также планировал посетить, однако, подходя к Джады-буруну, я понял, что в это время с Оксек-буруна я ничего не увижу, так как очертания горы были еле-еле различимы сквозь облака, а временами вершина совсем скрывалась в тумане. И я тогда я решил не делать крюк к Оксек-буруну, а пойти сразу к Лапате. А северные склоны яйлы я надеялся увидеть с Сунгурты - в северо-западном направлении видимость была гораздо лучше, и, как оказалось, туман рассеялся и ветер стих очень быстро, в течение менее чем часа.

В 13:30 я достиг самой верхней точки моего похода и всего четвёртого крымского путешествия - горы Джады-бурун (1422 м). На вершине установлен крест (фото 27), если я правильно понимаю, крест этот католический. На Джады-буруне дул очень сильный холодный ветер, настолько холодный, что кисти рук почти моментально замерзали и было трудно даже держать фотоаппарат голой рукой, но у меня были с собой шапка и куртка с капюшоном, так что я смог благополучно пережить кратковременную непогоду. В этот момент я не мог себе представить, что спустя 4 дня я буду сидеть на вершине Северной Демирджи, почти на такой же высоте, целый час в одной футболке - там было действительно очень тепло (как и на Ай-Петри 1 октября). Несмотря на туман, с кромки обрыва Джады-буруна можно было разглядеть и отрог Баланын-каясы (фото 28), и преимущественно лиственный лес на склоне (фото 29-30). Я просто обожаю смотреть на деревья сверху ещё с первой моей поездки в Крым и первого моего горного похода на Ай-Петри 1 августа 2014 года.

Когда я дошёл до вершины Джады-буруна, гора Ай-Петри была скрыта от глаз находящихся в окрестностях Стиля-Богаза туристов огромной почти чёрной тучей, была видна лишь растворяющаяся в облаках нижняя часть знаменитого её обрыва. Однако за те несколько минут, которые я провёл на Джады-буруне, эта моя любимая вершина, к моей радости, вдруг показалась из тумана (фото 31).

32. Вид на Лапату, следующую цель моего похода, снятый западнее Джады-буруна.

33. Несколько ступеней обрыва Ялтинской яйлы.

Не доходя чуть более 400 метров до Лапаты, в Ялтинскую яйлу врезается небольшое ущелье, которое, тем не менее, можно обойти без потери высоты и почти не делая крюка, на картах Google Earth и Викимапии его достаточно легко найти. Над истоком ущелья сделаны фото 34 и 35.

34. Обрыв яйлы к западу от ущелья.

35. Вид на Ялту, хребет Баланын-каясы и верховья одного из притоков реки Гува.

36. Изрезанная кромка яйлы в направлении Лапаты.

37. Пейзаж Ялтинской яйлы.

Вторая часть фотоотчёта о походе по Ялтинской яйле 28 сентября здесь.