Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2016. Поход по западной части Ай-Петринской яйлы от Эски-Богаза до Борю-Богаза 26.09. Часть 1

Journal Info

Name
Wolframmos

Первым горным походом моего четвёртого крымского путешествия стало восхождение на Ай-Петринскую яйлу по грунтовой дороге Эски-богаз с дальнейшим движением по плато на запад и спуском по скальному проходу Борю-Богаз в двух километрах восточнее Чёртовой лестницы. В процессе перехода по яйле на запад я поднялся на вершину Беш-текне чуть западнее Эски-богаза, ставшую самой высокой точкой данного горного маршрута (1073 метра по GPS-треку), а также на известные в туристических кругах горы Спирады (1029 м) и Мердвен-Каясы (857 м, не путать с более низкой и расположенной западнее вершиной Мердвен-Кая).

Изначально поход по западной части Ай-Петринской яйлы с подъёмом по Воронцовский тропе и спуске по Чёртовой лестнице или одному из соседних перевалов планировался на 14 июля, то есть второй очередью из всех намеченных южнокрымских горных маршрутов после Бабугана 12 июля. Однако путь по кромке яйлы в районе Ат-баша занял больше времени, чем я предполагал, поэтому я тогда спустился по Еврейской тропе, покорив Ат-баш и соседнюю с ним Лысую гору (не путать с Лысой горой рядом с Мердвен-Каясы). Фотоотчёт о походе 14 июля 2016 года находится здесь. В июле 2016 года я вернулся в Москву, так и не успев пройти Ай-Петринскую яйлу западнее Ат-баш-богаза, и когда решил лететь в Крым в конце сентября, то Спирады и покоренная 1 октября гора Рока стали одними из главных целей посещения Крыма. Маршрут похода, включая GPS-трек, изображён на карте, сохранённой с помощью программы Google Earth.

Ввиду ограниченности объёма записи блога я разбил фотоотчёт на две части. Вторая часть здесь.

Все фотографии из этого похода можно увидеть в моём альбоме "От Эски-богаза до Борю-богаза" на Яндексе.

Поскольку самолёт прилетел в Симферополь только около полуночи, и нужно было ещё добраться до Ялты и хотя бы немножко поспать, а затем доехать до лагеря "Смена", я смог начать поход только в 9:50, и ещё я потерял достаточно много времени в поисках магазина в Оползневом, однако я успел пройти весь намеченный маршрут по яйле и наиболее сложный участок спуска до полного стемнения. При подготовке к подъёму по дороге Эски-богаз я руководствовался этим описанием. От Ялтинского автовокзала, в непосредственной близости от которого я жил, я доехал до остановки "Лагерь Смена" на маршрутке 128 (бывшая 28), затем, пройдя ещё метров по ходу движения около 200 метров, свернул вправо и вверх на хорошо натоптанную тропу. С тропы очень хорошо видна скала Биюк-Исар, на которую, как я понимаю, без скалолазного снаряжения подняться невозможно, и существенная часть скальной стены яйлы. Отсюда просматриваются десятки километров обрывов яйлы (фото 1, 2, 3). В районе понижения в скальной стене в левой части фото 1 как раз и расположены скальные проходы Борю-Богаз и Чёртова лестница, а на фото 2 изображено небольшое понижение стены, куда выходит тропа либо Миэссис, либо Керезла. Правее видна скала Биюк-Исар, которую я периодически имел возможность наблюдать в течение большей части похода (фото 4). Тропа проходит между виноградниками (фото 5). В некоторых местах подъёма с тропы видны горная гряда до самого Фороса (фото 6) - очевидно, на снимке можно найти и гору Форос, и Мердвен-кая, и Кильсе-бурун. И эти фотографии кромки яйлы можно долго и интересно расшифровывать - где тут гора Треугольник, где Морчека, где Кастропольская и так далее. Когда будет время, я постараюсь идентифицировать каждую гору с помощью участников форума "Евротурист".

Уже почти у самой старой дороги тропу неожиданно перегораживают закрытые ворота, которых, видимо, когда составлялось упомянутое описание маршрута, ещё не было. Со стороны моря на воротах нет никаких надписей, и их обойти справа можно, но довольно сложно, а вот с противоположной стороны написано, что проход и проезд запрещен. Поэтому я не исключаю, что скоро снизу от виноградников тоже сделают глухой забор, и туристам нужно будет искать другой способ прохода на восточную окраину Оползневого. (Более удобный подход к Эски-богазу и его ответвлениям я описываю в фотоотчёте о походе 14 июля 2017 года). Когда я дошёл до старой дороги, то понял, что мне в походе нужно будет больше воды, чем я предполагал в Ялте, поэтому пришлось делать крюк к магазину. Но поскольку я предполагал, что магазин есть чуть выше шоссе и сначала пошёл туда, я потерял достаточно много времени. Однако я пошёл за водой не зря, так как в течение похода не нашёл ни одного родника. Однако во время следующих горных походов расход воды стал значительно меньше. Вид на горы со старого шоссе изображён на фото 7. Биюк-исар вместе с соседней скалой, снятые из Оползневого, показаны на фото 8.

В инструкции было указано, что идти от старого шоссе нужно по асфальтовой дороге, однако теперь там пройти невозможно. Охранник вышел из будки и сказал, что здесь охраняемая территория лагеря (что за лагерь, он не сказал), а в горы можно пройти по тропе, отходящей от старого шоссе метров на 150 правее. Пришлось возвращаться от Оползневого обратно, почти до места, где я на верхнюю дорогу вышел. От шоссе вверх отходит узкая, но хорошо читаемая тропа, которая несколько раз разветвляется. На первой развилке я пошел направо, чтобы гарантированно обойти территорию, на которую не пускают, а потом пошёл уже налево, надеясь быстрее выйти на классическую тропу Эски-богаз. Однако пройдя порядка 100 метров, я вновь оказался в поселке, справа от меня стоял небольшой четырехэтажный дом, окруженный чистым асфальтовым двором. На парапете около дома сидела кошка (фото 9). Я пошёл к северо-западу от дома, в направлении, которое приближало меня к нужной мне грунтовке, и оказался на ровной прямоугольной асфальтовой площадке, окруженной деревьями. Дороги, уходящие в разные стороны от площадки, заканчиваются тупиками, а чтобы попасть на Эски-богаз, нужно пойти по лесной тропинке, которая становится заметной, только если подойти вплотную к деревьям примерно в середине северной стороны площадки. Очень короткая тропинка вывела меня на грунтовку, вначале достаточно узкую, но вскоре ставшую более широкой и остающуюся широкой до самой яйлы, аналогично Еврейке (фото 10).

Стоит отметить, что Эски-богаз не имеет общих участков со знаменитой Еврейкой, он выходит на плато в 400 метрах западнее Ат-баш-богаза. Подъём по Эски-богазу пологий, лишь на самом верхнем участке он становится круче, однако и там никаких трудностей он не представляет - надо только остерегаться подвижных камней, но и их на Эски-богазе не так уж много. Первый километр (считая от площадки) дорога идет на северо-восток, постепенно приближаясь к скале Биюк-Исар и обходя её справа (фото 11 иллюстрирует вид на Биюк-Исар уже с востока). Когда скальная вершина остаётся за спиной, дорога подходит к двум маленьким озерам (фото 12), одно из них частично пересохло. Оба озера нужно также обойти справа, проигнорировав левый поворот между ними. Чуть позже с дорогой с правой стороны соединяется восточная ветвь Эски-богаза, более удобный и быстрый путь от трассы, начинающийся на повороте на Оползневое. Затем на маршруте встречаются три развилки широких грунтовых дорог, обозначенные на карте как нижняя, средняя и верхняя (на узкие тропинки при подъёме по Эски-богазу выше площадки вообще не следует обращать внимание). На нижней развилке влево и вверх отходит относительно крутой подъём, а прямая дорога поднимается более полого. Я повернул налево, решив, что чем быстрее я преодолею хотя бы часть высоты яйлы, тем лучше, однако, если идти Эски-богазом, набор высоты конкретно в этом месте оказывается бесполезным. Так как почти сразу грунтовка резко поворачивает направо и теряет почти всю высоту, набранную после развилки, а затем вновь сливается с дорогой, идущей к поляне. Поэтому оптимальное направление движения на нижней развилке - направо, но и после левого поворота есть возможность вернуться на правильный маршрут. А если в этом месте дважды повернуть налево и двигаться на запад, то можно пройти на яйлу по тропе Миэссис, как я и вышел 14 июля 2017 года. Всего через 200 метров после нижней развилки тропа выходит из леса на большую поляну с видом на отрог яйлы хребет Хырлар (фото 13), и ещё через 100 метров на поляне находится средняя развилка, где нужно свернуть влево, в сторону яйлы. Здесь уходящее влево ответвление кажется менее наезженным, чем прямая грунтовка (фото 14), но вскоре дорога опять становится широкой (фото 15). Лес постепенно становится более густым, и в верхней части склона листва ещё не начала желтеть (фото 16). На деревьях и окружающих дорогу больших камнях, которых в этих местах уже много, можно заметить красные ромбовидные метки (фото 17, 18), однако они встречаются не очень часто. Примерно через 800 метров после развилки на поляне лесная дорога поворачивает на запад, а ещё через 200 метров - обратно на восток, образуя большую петлю серпантина. После следующего плавного поворота на север располагается верхняя развилка - здесь нужно поворачивать налево, туда, где обозначннная в Викимапии дорога вскоре обрывается. На самом деле, грунтовка в этом месте не заканчивается, а извиваясь, выходит на яйлу. А повернув направо, скорее всего, можно через хребет Хырлар дойти до Еврейки, до той точки, где маршрут делает поворот под прямым углом, но этот путь не очень близкий, и данные размышления о соединении Еврейки с Эски-богазом - не более чем домыслы. Выше верхней развилки извилистая грунтовка продолжает подниматься на плато.

Сразу после выхода на яйлу становится видна гора Ат-баш и красивейшая котловина Беш-текне, окруженная частично заросшим горным плато (фото 19). Осенью эти виды особенно прекрасны. С западной стороны совсем рядом с Эски-богазом находится гора Беш-текне, которую я на протяжении почти года после похода считал безымянной, самая высокая точка моего маршрута 26 сентября. Небольшой мыс становится виден сразу после выхода на яйлу (фото 20), однако дойдя до мыса, можно увидеть, что вершина находится чуть дальше, на другом маленьком отроге яйлы. На форуме "Евротурист" эту вершину назвали горой Никак - потому что она никак не называется (позже я узнал, что гора называется Беш-текне, второе название Ялама-Хая). Она представляет собой возвышающуюся над плато удобную смотровую площадку над обрывом, а чуть левее (если встать лицом к морю) над ней возвышается маленький остроконечный пик ещё на несколько метров выше площадки. Я поднялся и на пик, и сделал фотографии окрестностей Оползневого с обрыва. По данным навигатора, высота безымянной горы составляет 1077 метров, возможно, сам пик ещё чуть-чуть выше. Именно с вершины Беш-текне лучше всего просматривается лес на плато и котловина Беш-текне (справа на фото 21). На фото 22 котловина Беш-текне находится уже слева, а правее расположена гора Бедене-кыр (Перепелиная), вторая по высоте вершина Ай-Петринской яйлы (1302 м), хорошо видимая почти из любой не покрытой лесом точки плато от Эндека до Спирад.

На фото 23 изображена гора Ат-баш (Лошадиная голова) высотой 1196 метров, покорённая 14 июля. Это самая западная вершина Крыма, имеющая высоту почти 1200 метров. Вершина горы, отмеченная геодезическим знаком, находится левее и дальше бросающегося в глаза и с яйлы, и с берега в районе Симеиза высокого скального обрыва. Вершина горы Никак, снятая со смотровой площадки (фото 24), в этом ракусе оказывается между горами Ат-баш (справа) и Бедене-кыр (слева), и точно над горой Ат-баш в момент съёмки пролетает вертолёт. Правее Ат-баша можно наблюдать поросшую лесом верхнюю часть отрога Хырлар.

В западную сторону с горы Никак просматривается яйла до самой горы Кастропольской (фото 25). В правой части кадра, дальше леса, на яйлу выходят тропы Аскер-кач-атан и Миэссис, по которым тоже можно подняться на плато и спуститься с него. Дальше, после ещё одного лесочка, очень хорошо заметна гора Спирады (1029 м) - следующая цель моего похода. А левее прекрасно видна загзагообразная кромка яйлы. В одном из ближайших к нам лесистых понижений в левой части кадра на плато выходит тропа Керезла. Если в районе Мисхора и Алупки на южных сколонах гор под обрывом растут в основном сосны, то на Западном Южнобережье (западнее горы Кошка) преобладает лиственный лес, а островки хвойной растительности легко разглядеть с кромки яйлы (и даже на спутниковых картах) благодаря более тёмному оттенку зелёного цвета.

26. Вид на берег, в том числе, на Биюк-Исар:

27. За хребтом Хырлар - посёлок Кацивели. В море видна океанографическая платформа.

28. Каменная осыпь под обрывом яйлы.

29. Биюк-Исар, огромный главный корпус гостиницы Мрия и просто море.

Спустившись с вершины на тропу, я продолжил путь в соответствии с планом похода на запад, в сторону Миэссиса, горы Спирады и далее Чёртовой лестницы. До выхода Миэссиса я шёл почти по кромке (и тропа мне показалась достаточно несложной), затем, поскольку гора Спирады находится не у самой кромки, я пошёл вглубь плато.

30. Одно из небольших ущелий, разрезающих кромку яйлы недалеко от Миэссиса.

31. Биюк-Исар, вид с более западной точки на кромке яйлы.

В Крымских горах осенью растут вот такие интересные цветы (фото 32-33). Как мне позже объяснили, это крокусы.

34. Типичный вид на яйлу с кромки.

35. Временами из-за леса выглядывала гора Бедене-кыр.

36. По пути к Спирадам лес постепенно расступается.

37. Недалеко от выхода Миэссиса замечен вот такой очень маленький цветочек.

38. Вершина Спирады - чуть левее центра кадра.

39. Возможно, в этом ущелье проходит тропа Миэссис либо Аскер. По мере продвижения на запад становится всё более заметно, что от Биюк-Исара в две стороны, на север и на юго-запад, тянутся цепочки более мелких скал.