Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2016. Поход на вершины Кемаль-Эгерек, Демир-Капу, Джунын-кош по Стильской тропе 17 июля

Journal Info

Name
Wolframmos

Вторым наиболее значительным походом в высочайшие горы Южного Крыма этим летом стало восхождение на самую высокую гору Ялтинской яйлы - знаменитый Кемаль-Эгерек, или просто Кемаль (1529 м), с посещением второй вершины Крыма - Демир-Капу (1542 м) и одной из вершин вблизи кромки Ялтинской яйлы - Джунын-кош (1410 м). Я поднимался и спускался по Стильской тропе из Васильевки, микрорайона Ялты, в котором я жил, с небольшими вариациями в отношении пути подъёма и спуска в самой верхней части пути вблизи выхода на яйлу. Стильская тропа выше Сиготура в основном покрыта камнями, но они не настолько мелкие или, наоборот, крупные, и их не так много, чтобы идти в любом направлении было страшно или трудно. Да, подъём из-за своей длины тяжёлый, но его крутизна представляется очень даже терпимой, особенно после горы Сокол или восточного склона массива Эчки-даг. Идти чуть труднее, чем по голым земляным лесным тропам (наподобие Артековской), но легче, чем по тропам с сыпуном или с чрезмерным уклоном, или с очень большими камнями. Двумя самыми основными ориентирами на тропе являются родник Сиготур и поляна Капоблу.

По подсчетам навигационной программы, установленной на планшете, я прошел ровно 26 километров (я включил запись трека не от самого дома, а чуть позже, чем вышел на главную улицу Васильевки - улицу Дмитрия Ульянова). Трек моего похода изображен на карте, сохраненной с помощью приложения Google Earth, основные ориентиры и расположенные поблизости известные географические объекты подписаны вручную. Именно в этом походе я поставил личный рекорд перепада высот за один день, точнее, даже менее чем за полдня - 1400 м (с учётом того, что 12 июля начальная точка похода находилась выше, чем дом в Васильевке), а с учётом восхождения на Демир-капу - и все 1500. И восхождение на Эклизи-бурун по сравнению с Кемалем становится лёгкой прогулкой - там перепад высот "всего" 775 метров.

Для выхода на Стильскую тропу я сначала поднимался по улице Дмитрия Ульянова. После того, как улица закончилась и повернула направо, перейдя в улицу Горную, я через 30 метров повернул налево и поднялся по обозначенному в Викимапии переулку с лестницами на улицу Субхи, по которой и можно выйти из поселка. На развилке, когда мне встретился указатель направо с надписью "Озеро", я пошёл по грунтовой дороге левее - правая дорога была перекрыта закрытыми воротами. Грунтовка, немного изгибаясь, сначала идёт по чистому полю, откуда открываются прекрасные виды на значительную часть Ялтинского хребта (фото 1) и, в том числе, на самую красивую, на мой взгляд, гору над Ялтой, не считая Ай-Петри - Кизил-кая (фото 2). Левее можно наблюдать отрог Иограф и за ним - горы Могаби и Ай-Петри (фото 3). Также с дороги очень хорошо видны весь центральный район Ялты и Массандра (фото 4-7). Через 700 метров после выхода из посёлка дорога поворачивает направо и подходит к лесу (фото 8).

Все фотографии из похода на Кемаль и Демир-капу можно посмотреть в альбоме "Кемаль" на Яндексе. Напоминаю, что каждый снимок можно увеличить до оригинального размера на странице просмотра, и все фотографии в отчёте кликабельны.

На входе в лес дорога перегорожена шлагбаумом, который можно обойти справа. Здесь же расположена прямоугольная беседка со скамейками. Этот участок грунтовки, почти до самого Сиготура, никак не обозначен в Викимапии, и на нём вообще нет камней, поэтому идти здесь наиболее легко. Путь проходит через высокий сосновый лес (фото 9) - такие же деревья будут расти вдоль Стильской тропы до самого Капоблу. Я старался продвигаться точно в сторону обозначенного на карте Сиготура и поэтому сошёл с дороги на более узкую (но тем не менее очень хорошо читаемую) тропу, которая вскоре снова стала широкой. Почти перед самым Сиготуром подъём становится круче, но не так уж намного, и задолго до родника становится слышно журчание ручья, вытекающего из искусственного пруда. Сиготур (фото 10) является самым полноводным из всех крымских родников, которые я встречал, здесь расход воды составляет несколько литров в секунду, что более чем на два порядка превышает интенсивность потока воды в верхних родниках Капоблу и Джунын-кош. Вода из Сиготура чистая и вкусная, только вечером я обратил внимание на совсем чуть-чуть заметный металлический привкус. Рядом с родником находятся стол со скамейками (фото 11), постоянно находящийся в тени сосен (фото 12) - отличное место для привала, и пруд, дно которого покрыто водонепроницаемым материалом (фото 13).

Выше Сиготура дорога идёт на запад и даже чуть-чуть на юг, и чтобы продолжить подъём по Стильской тропе, на двух развилках в течение ближайших сотен метров после пруда нужно свернуть направо и вверх. В районе второй развилки сосны ненадолго расступаются (фото 14-15), и с этой небольшой поляны видна Ялта (фото 16). На следующих 700 метров пути тропа трижды пересечёт нитку газопровода, а затем ещё около 700 метров пройдёт параллельно нитке к западу от неё. Примерно в середине этого относительно прямого участка тропу на большой высоте (около четырёх метров) пересекает зацепившийся за толстые ветки ствол упавшего дерева - я назвал этот ориентир "воротами", но, к сожалению, его не сфотографировал. Однако из этого района, с высоты около 860 метров, можно рассмотреть мелкие детали гребня Ялтинской яйлы (фото 17) и хребет Иограф, который отсюда тоже кажется расположенным очень близко (фото 18).

На высоте около 990 метров тропа делает относительно резкий поворот направо и вскоре, поворачивая теперь уже налево, выходит на трассу газопровода, при этом продолжающаяся прямая дорога пересекает нитку. Поэтому я назвал это место "верхним перекрестком". Отсюда становится виден выход на поляну Капоблу, до которой нужно ещё преодолеть 220-метровый подъём с 80-метровым перепадом высот. Этот участок тропы один из самых крутых, но тоже после Сокола я не могу его отнести к очень трудным. Мне в этом месте было идти достаточно тяжело только потому, что я пожнимался почти не останавливаясь от самого Сиготура, после привала на Капоблу мне стало идти значительно легче. Забегая вперед, скажу, что спускаться от Капоблу до верхнего перекрестка было достаточно легко, дорога каменистая, но отвалившихся небольших камней здесь мало. Итак, я преодолел средний участок Стильской тропы от Сиготура до Капоблу с 500-метровым перепадом высот всего за 1 час 5 минут. На поляне Капоблу растут редкие сосны, которые здесь становятся ниже (фото 19). Между высокими ещё соснами на уходящей вниз дороге можно увидеть Иограф и Ай-Петри (фото 20). Уже очень близок гребень яйлы (фото 21).

Если с идущей через поляну тропы свернуть по отходящей тропе налево, то менее чем через 100 метров можно прийти к роднику Капоблу (фото 23), в котором, как мне показалось, вода самая приятная на вкус из всех трех родников, которые я посетил в этот день. Расход воды здесь составляет порядка литра в минуту или немного меньше. Как я позже понял, я совершенно правильно сделал, что набрал здесь все пластиковые бутылки, которые у меня были, так как до Джунын-коша на обратном пути мне больше не встретилось ни одного источника. К роднику около Кемаля я не делал крюк, и я не знаю, действует ли он в разгар лета. По камням около родника Капоблу ползла божья коровка (фото 24). Около этого источника также сделан небольшой искусственный пруд.

Больше всего на Стильской тропе я опасался участка выше Капоблу до развилки на Джунын-кош-богаз, так как читал, что по мнению некоторых опытных туристов, здесь идти страшно из-за сыпуна. Посмотрев на карту, я обнаружил, что участок этот совсем короткий - всего в два с половиной раза длиннее поляны. И я поднялся по этой части тропы без каких-либо трудностей - достаточно крутой подъём был только один, и то очень недлинный, а камни на тропе лежали не такие маленькие, как я думал. Вот фотографии с этого прямого участка:

Поворот на тропу Джунын-кош-богаз, по которой я намеревался подняться, я пропустил, и последн.. часть подъёма на яйлу пршёл по ещё одной "промежуточной" тропе между трассой газопровода и Джунын-кош-богазом. Узкая тропа серпантином взбиралась на крутой склон, то теряясь в траве, то снова появляясь. Существенных тружностей я не испытал, но не хочу рекомендовать эту тропу другим туристам ввиду её плохой читаемости. Примерно в 13:10 я вышел на яйлу, прямо на самую вершину горы Джунын-кош высотой 1410 метров - благодаря тому, что я пропустил поворот на Джунын-кош-богаз, я покорил третью вершину, не входящую в мои планы на этот день, и главное, сделал уникальные для себя фотографии Ялтинской яйлы, которую мне больше не довелось посетить. Слева - отрог Баланын-каясы и за ним Никитская яйла (фото 27), справа великолепно просматриваются Лапатинский и Кизилкайский отроги и горы Ай-Петри и Могаби (фото 28). Очень красивы и ближайший участок гребня и яйлы (фото 29-30).

Почти сразу после выхода на яйлу мне встретились замкчательные цветы крымского эдельвейса (фото 31). Пройдя совсем немного на запад, я смог уже с другой стороны взглянуть на отрог Баланын-каясы и на Ялту за ним (фото 32).

Тропа Джунын-кош-богаз вместе с расположенными рядом развалинами очень хорошо просматривается сверху (фото 34).

Взгляд на Ялтинскую яйлу назад.

Я продвигаюсь на северо-восток, и первая цель моего похода, гора Кемаль, уже становится видна, вместе с частью Гурзуфской яйлы (фото 36-37).

Ещё раз окидываю взглядом узкую Ялтинскую яйлу вместе с Ай-Петри (фото 38-39) и продолжаю ппиближаться к Кемалю (40).

Вот так выглядят последние сотни метров подъёма на Кемаль.

С одного из маленьких холмиков перед самым Кемалем становится пркрасно видна и северная сторона Крымских гор:

На вершине Кемаля (1529 м), которой я достиг в 14:20, установлены геодезический и информационный знаки (фото 43-44). Очень удачно триангуляр получился на фоне Большой и Малой Чучели и Чатыр-дага (фото 45). Ещё больше фотографий, сделанных на Кемале, в том числе, панорамы, можно посмотреть на 7-9 страницах моего альбома "Кемаль" на Яндексе.

Теперь рассмотрим основные объекты, которые видны с вершины Кемаля.

Гурзуфская яйла и её склон. Одна из вершин - это Демир-капу, которую в этот день мне ещё предстояло посетить.

На фото 47 видны часть Бабугана, Большая и Малая Чучель и Чатыр-даг (крупным планом на фото 48).

Ялтинская яйла (по бокам - Бойка и Ай-Петри), справа Счастливенское водохранилище.

Ещё две фотографии Гурзуфской яйлы.

Вид на северо-запад, особенно мне нравится речная долина слева (крупным планом на фото 54). В этой долине находится Загорское водохранилище.

И ещё раз Ялтинский хребет и Ай-Петри.

И любимый крымский эдельвейс на вершине Кемаля.

Бойка и на переднем плане западная часть Ялтинской яйлы (57) и частично видимое Счастливенское водохранилище (58).

А этот небольшой холмик я назвал южной вершиной Кемаля. Мне показалось, что он всего на несколько метров ниже основной вершины, и я, естественно, тоже на него поднялся.

Ещё одни цветы на Кемале. К сожалению, я не знаю, как они называются.

После обеденного привала я начал спускаться с Кемаля в сторону трассы газопровода. Оказавшись на относительно ровном месте, я свернул с дороги в сторону шлагбаума.

Сразу после шлагбаума на трассе газопровода меня ждала неприятная неожиданность - крутой спуск, который на обратном пути следовало преодолевать в подъём. Я очень осторожно спустился примерно за 10 минут и вышел на Гурзуфскую яйлу. Мне предстояло пройти чуть более двух километров по трассе газопровода (после окончания спуска представляющую собой достаточно удобную и пологую дорогу) и свернуть к горе Демир-капу, до вершины которой оставалось пройти ещё 700 метров. На Гурзуфской яйле, особенно в её западной части растёт много сосен, посаженных здесь ещё в царские времена.

Менее чем через полчаса после окончания спуска гора Демир-капу стала очень хорошо различима (чуть левее центра фото 67).

Вид на Гурзуфскую яйлу вправо относительно дороги:

После поворота непосредственно к горе Демир-капу сначала я шёл по едва читаемой тропинке, которая чуть позже растворилась в траве. Около тропинки находится кормушка для животных и небольшой типичный для крымских яйл скальный уступ.

Гора Демир-капу становится всё ближе, и последние сотни метров я преодолел по бездородью. Я поднимался не останавливаясь, чтобы успеть спуститься в Васильевку до полного стемнения (и, как оказалось, не зря, так как я потратил много времени на верхней половине Джунын-кош-богаза).

В 16:20 я достиг второй вершины Крыма (1542 м). На вершине сложен тур из камней. Посмотрим теперь по сторонам.

Бабуган. Примерно в центре - покоренный 12 июля Роман-кош, самая высокая точка Крыма.

Чатыр-даг и Большая и Малая Чучель.

И то, и другое вместе.

Склон и далёкие горы к северо-западу.

Две панорамы - виды на северо-восток и на юго-запад. Обращаю внимание на Ай-Петри и Могаби.

Теперь Ай-Петри крупным планом. Приятным сюрпризом стало для меня увидеть эту знаменитую вершину с горы Демир-капу.

И вид вглубь Гурзуфской яйлы.

Нераспустившиеся бутоны крымского эдельвейса непосредственно на самой вершине.

И распустившиеся - совсем недалеко от вершины.

В 16:30 я начал спускаться с вершины и в 17:15 я был уже у шлагбаума. Подъем перед ним я предодлел не останавливаясь. Как он выглядит снизу, то есть с Гурзуфской яйлы, я показываю на фото 83. Панорама (фото 84) снята несколько раньше, здесь видна яйла вместе с горой Демир-капу, которую ещё чуть раньше я покорил.

Проходя уже по Ялтинской яйле и приближаясь к Джунын-кош-богазу, я бросаю прощальный взгляд на Кемаль, покинутый мной три с половиной часа назад.

На яйле растут прекрасные лиловые цветы.

И ещё одна "клумба" крымского эдельвейса:

Типичный вид ялтинской яйлы вблизи Джунын-кош-богаза:

Начало тропы Джунын-кош-богаз обозначено сейдом - маленькой пирамидкой из камней. Кажется, что сейд указывает на небольшой отрог, по которому и надо начинать спуск, однако навигатор настойчиво предлагает идти чуть-чуть левее - по дну ложбины. Тропы нет ни там, ни там. Я начинаю спускаться по ложбине (фото 90). Отсюда очень хорошо видны скальная кромка яйлы и три её отрога, а также горы Могаби и Ай-Петри (фото 91). Вскоре на дне ложбины появляются мелкие камни, которые тоже нельзя назвать тропой (фото 92). Спуск не очень крутой, но из-за бездорожья идти получается очень медленно. Руководствуясь спуском, прорисованным в навигаторе, я выхожу из ложбины и "в лоб" между соснами (фото 93) дохожу до родника Джунын-кош, одного из самых высоких в Крыму (фото 94). Совсем незадолго до него из ничего появляется тропинка. Из родника я набираю почти опустевшую бутылку, расход воды здесь примерно такой же, как на Капоблу, или даже чуть больше. Вода тоже чистая и вкусная, но мне показалось, что чуть-чуть вязкая. Несколько метров крутого подъёма по тропинке выводят меня на тропу Джунын-кош-богаз, теперь уже хорошо читаемую. Однако под ногами много сыпуна, уклон существенный, и идти быстро по-прежнему не получается. Однако ещё через несколько минут спуска тропа становится более пологой и удобной, с этого момента до развилки на Капоблу и Стиля-богаз она уже почти что траверсирует склон. Нижняя часть Джунын-кош-богаза несоизменимо более проста в прохождении, чем верхняя.

Вид на скалы и сосны западнее Джунын-коша:

Известная среди опытных крымских туристов скала, на которой, как кажется, изображены барельефом множество лиц:

Три сосны, а за ними - Никитская яйла.

Примерно в 18:40 я добрался до поворота на юг, на узкую, но очень хорошо читаемую и удобную тропинку (без сыпуна), параллельную трассе газопровода и расположенную всего в 20-30 метрах к востоку от неё. За 150 метров до выхода на поляну Капоблу тропа соединяется с ниткой газопровода, но дальнейший спуск до поляны тоже был для меня нисколько не трудным. В 18:50 я уже вышел на Капоблу, в 19:05 - на верхний перекресток (фото 99 и 100, снова обращаю внимание на Ай-Петри). Дальше спускаться стало ещё проще, но пока на дороге ещё были камни, я по-прежнему шёл не очень быстро, и спуститься от Капоблу до Сиготура получилось ровно за то же время, за которое я поднялся между этими ориентирами - за 1 час 5 минут. Примерно с середины этого участка тропы открывается интересный вид на отрог Баланын-каясы (фото 101). Я не торопился, так как теперь уже понимал, что успею в Васильевку до полного стемнения, и сделал на Сиготуре короткий привал, убрал в рюкзак фотоаппарат и немножко отдохнул на скамейке за столиком.

Чтобы продолжить спуск от Сиготура к шлагбауму и беседке, нужно идти не по тропе вдоль правого берега пруда, а по сразу у родника повернуть чуть правее, так, чтобы пруд сразу стал не виден. После Сиготура дорога действительно стала исключительно удобной для быстрого спуска, и я дошёл от нижнего родника до первых дворов Васильевки всего за полчаса. Незадолго до беседки от основного пути отходит дорога направо, сразу после развилки перекрытая шлагбаумом, это ответвление нужно проигнорировать. По Васильевке я спускался ещё около 20 минут уже в глубоких сумерках, и когда около 21:00 я был уже совсем рядом с домом, я выключил запись трека.