Wolframmos (wolframmos) wrote,
Wolframmos
wolframmos

Крым-2016. Поход на вершины Бабуган-яйлы Роман-кош, Зейтин-кош, Валентина, Бойнус-тепе 12 июля, ч. 2

Продолжаю рассказывать о моём походе на Бабуган-яйлу 12 июля, в день рождения Оксаны Лесничей и Виктории Яровой, с посещением сразу пяти вершин-полуторатысячников, в том числе, самой высокой горы Крыма Роман-кош. Поскольку отчёт был разбит на две части только в связи с тем, что объём записи превысил максимально допустимый в ЖЖ, я буду использовать сквозную нумерацию фотографий. Начало фотоотчёта о походе 12 июля здесь.

Спустя несколько минут я начал спускаться с горы Зейтин-кош по низкой траве в западном направлении, в сторону следующей моей цели - горы Валентина. Зейтин-кош с запада выглядит совсем не так, как с юга, отсюда он кажется почти полностью покрытым травой, а не камнями, однако имеющим почти такую же форму приземистой пирамиды с тупой вершиной (фото 35).

Идти по прямой на Бабугане не так уж просто - периодически попадаются овраги и скальные уступы, однако по-настоящему труднопреодолимых препятствий на яйле нет, и все скалы можно обойти, почти не удлиняя себе путь. Однако пройдя на запад чуть более километра, я оказался у кромки достаточно глубокого оврага, отделяющего меня от Валентины. Мне ничто не мешало спуститься по траве в овраг и потом опять подняться, но я решил не терять набранную с таким трудом высоту, кроме того, мне впервые более чем за час встретилась тропинка, идущая как раз на север, вдоль края оврага, и по ней я дошёл до его верховий. Самая высокая гора в центре фото 36 - это и есть гора Валентина. Между первыми двумя покоренными 12 июля полуторатысячниками мне тоже встречались прекрасные цветы, в том числе, и любимый крымский эдельвейс (фото 37). Верховья оврага вскоре оказались за моей спиной, а чуть дальше среди бескрайних просторов яйлы по-прежнему можно наблюдать приметный конус горы Зейтин-кош (фото 39).

После обхода оврага минут за 10 я поднялся по низкой траве (снова без тропы) на вершину высотой 1541 метр, которая, в отличие от Зейтин-коша, ничем не обозначена. С горы можно наблюдать просторы Бабуган-яйлы в северо-восточном направлении (фото 40), Гурзуфскую яйлу вдалеке (41) и овраг, который перед покорением вершины я обошёл (42). На дне оврага растёт лес, так как дно относится уже к горно-лесному высотному поясу.

Также именно с горы Валентина я впервые увидел главную цель моего похода - самую высокую гору Крыма Роман-кош, до вершины которой я добрался менее чем через 2 часа. Обозначающие вершину тур из камней и пустой постамент видны даже без увеличения фотографии, а если просмотреть её оригинал, то можно различить ещё и крест (фото 43).

Теперь представлю снятую на вершине Валентины панораму (фото 44). Чуть правее центра кадра очень хорошо виден Зейтин-кош, а слева в промежутке между скалами Бубугана выглядывает Эклизи-бурун.

Спустившись с Валентины и перейдя грунтовку, я направился по трассе идущего из Алушты в Ялту газопровода в направлении вершины Бойнус-тепе - третьей цели моего похода. Нитка газопровода иногда идёт под достаточно крутым уклоном, а недалеко от вершины с неё нужно свернуть. На фото 45 гора Зейтин-кош находится слева, Валентина - справа. Но с большего расстояния гора Валентина производит ещё более сильное впечатление (фото 45 и сделанное ещё несколькими минутами позже фото 46).

Проходя по яйле, я регулярно наблюдал всё новые и новые естественные "клумбы" крымского эдельвейса (фото 47, ещё больше эдельвейса есть в альбоме на Яндексе). Также на этом участке пути мне встретились и вот такие приятные голубые цветочки (фото 48).

После короткого обеденного привала я поднялся на третий за день полуторатысячник - гору Бойнус-тепе, которая делит с Демир-капу второе место по высоте в Крыму (1542 м). Отсюда снова виден Чатыр-даг (фото 49, слева Эклизи-бурун, справа Ангар-бурун) и скалы Бабугана к востоку (50). Чуть правее центра панорамы (фото 51) находится гора Роман-кош, она же изображена на фото 52. А ещё с вершины видно Загорское водохранилище (53).

Вот так выглядят нераспустившиеся бутоны крымского эдельвейса (фото 54). По краям "клумбы" растут ещё маленькие фиолетовые цветочки.

Сначала я собирался пойти на Роман-кош по кратчайшему пути - по прямой, но вскоре понял, что идти по дороге будет в любом случае значительно проще - дорога (не трасса газопровода, а сама по себе идущая по Бабугану грунтовая дорога) идёт ровно и оптимальным образом огибает все скальные уступы, а на прямом пути могут тоже встретиться глубокие овраги. И я стал пробираться к дороге. И, дойдя до неё, вскоре понял, что передвигаюсь по яйле гораздо быстрее, чем раньше. Через некоторое время с правой стороны показались вот такие скалы (фото 55). Возможно, это Учурум-кая, тоже одна из высочайших вершин Крыма (1538 м), но покорить в течение одного дня ещё больше отдельных вершин, делая к каждой крюк, было бы крайне затруднительно.

В своей западной части Бабуган-яйла в основном имеет такой вид (фото 56).

На яйле по-прежнему встречаются божьи коровки.

Менее чем через час я был уже у самой горы Ташлы-баир, где от дороги через Бабуган к Гурзуфскому седлу ответвляется тропа на Роман-кош. К югу от дороги снова появляются сосны, которых в глубинных районах яйлы нет совсем (фото 58).

Впереди появляется гора Тас-тепе, ещё одна из самых высоких в Крыму (1538 м), и при подъёме на Роман-кош эта вершина должна остаться слева (фото 59).

Чуть-чуть не доходя до Ташлы-баир (эту гору южнее Тас-тепе можно узнать по расположенному на ней огороженному газовому вентилю), я немного срезал по бездорожью и вышел на тропу, ведущую непосредственно на Роман-кош. Само восхождение не представляет никаких трудностей, но идти, особенно последние сотни метров до вершины, было достаточно тяжело из-за жары - мне даже было немного дурно. Часто хотелось пить, но в рюкзаке у меня ещё было достаточно воды. Если в прошлом году во время моего похода на Чатыр-даг и экскурсии по Романовскому шоссе в горах было заметно холоднее, чем внизу, и дул сильный ветер, то этим летом (пока ясная погода не сменилась облачной) на Бабугане и пятью днями позже на Кемале с Демир-капу стояла не менее удушающая жара, чем в Ялте, и не было даже малейшего дуновения ветерка. Гора Роман-кош становится всё ближе, и тропа обходит скальные уступы справа (фото 60-61).

Совсем недалеко от вершины мне снова встретился крымский эдельвейс - и эта фотография из похожих мне понравилась, пожалуй, больше всего.

В 15:38 я достиг высочайшей точки Крыма - горы Роман-кош, четвертого полуторатысячника за день. Турист, поднимающийся по тропинке от Ташлы-баир, сначала видит только тур из камней и крест (фото 63). Сделав несколько шагов вбок, можно увидеть и третий объект, отмечающий эту знаменитую вершину - пустой постамент, на котором когда-то стоял бюст Ленина (фото 64).

Прямо на вершине растут замечательные красные цветы (тоже не знаю, к сожалению, как они называются).

Теперь смотрим по сторонам. К юго-западу расположены Гурзуфский хребет и Гурзуфская и Никитская яйлы (фото 66). Они же, вместе с вершиной Тас-тепе (слева) и ещё некоторыми горами справа изображены на панораме (фото 67).

Тас-тепе крупным планом. С вершины Роман-кош эта гора видна боком, как бы ребром (фото 68).

Яйла с соснами к юго-востоку (69)

Вид к северу и северо-западу: склоны Бабугана (справа), вершины Большая и Малая Чучель (слева), а в центре - знаменитый и величественный Чатыр-даг с двумя вершинами Эклизи-бурун (1527 м) и Ангар-бурун (1453 м), на которые я взошёл 12 июля 2015 года, в прошлый день рождения Оксаны Лесничей и Виктории Яровой.

Чатыр-даг и склон Бабугана крупным планом: Эклизи-бурун слева, Ангар-бурун справа.

Горы Большая и Малая Чучель (высота 1390 и 1288 м соответственно) и продолжение хребта Синаб-даг.

Панорама от Большой Чучели (справа) почти до Гурзуфской яйлы. Ближе к центру - два водохранилища. Левее - Загорское (второй его рукав за одной из гор не виден), правее - Партизанское.

Теперь фото территории вокруг Партизанского водохранилища крупным планом. Справа, если присмотреться, можно увидеть Симферополь.

На самой вершине Роман-кош также была замечена божья коровка.

Приблизительно в 16:10 начинаю спускаться с высочайшей точки Крыма, снимаю вид вниз (фото 76). Первый ориентир на пути к Гурзуфскому седлу и далее в Краснокаменку - газовый вентиль на горе Ташлы-баир, пятом полуторатысячнике, на который я поднялся за день (фото 77).

В этом районе яйлы мне удалось сделать ещё одну прекрасную фотографию крымского эдельвейса:

Со спуска чуть ниже Ташлы-баир открываются интересные виды на самую юго-западную часть Бабугана, поросшую редкими соснами (фото 79-81).

Примерно отсюда же мне удалось сделать замечательную фотографию гор к северу от Ялты вместе с Загорским водохранилищем:

Чуть ниже горы Ташлы-баир дорога на Бабуган окончательно сливается с трассой газопровода, образуя единственный спуск с яйлы на Гурзуфское седло. Между вершинами и перевалом я заметил лишь один короткий достаточно крутой участок, в остальном по этой дороге идти вполне комфортно.

Кидаем прощальный взгляд на Роман-кош, Тас-тепе и Ташлы-баир (фото 84). Дорога в этих местах окружена молодыми соснами.

Теперь смотрим вперед, на Гурзуфский хребет, Гурзуфскую и Никитскую яйлы.

Деревьев с уменьшением высоты становится всё больше и больше (фото 87-88). Достигнув Гурзуфского седла, я поворачиваю налево, обхожу шлагбаум и продолжаю спускаться в направлении Артековских полян.

Вот так выглядит Бабуган, если смотреть ниже седла (фото 89).

Теперь я просто любуюсь на поросший лесом склон яйлы.

Вскоре я спустился на Верхнюю Артековскую поляну (фото 93-95). С поляны очень хорошо видна Медведь-гора (93). На поляне местные крымские туристы разбили палатку (95) - это были единственные люди, которые мне встретились с момента выхода из Запрудного до входа в Краснокаменку (ещё я издалека видел группу из нескольких человек в районе горы Валентина).

Теперь важная информация насчёт питьевой воды. Хорошо известный родник на Верхней Артековской поляне загрязнен, и пить из него нельзя. Есть ещё один родник выше, почти под самым Гурзуфским седлом, в овраге чуть менее чем в 100 метрах к западу от дороги - его можно найти в Викимапии, и из него, скорее всего, пить можно, но я не задумывался об этом роднике, когда мимо него спускался, так как надеялся набрать воду на поляне. Ещё один источник (под номером 321) находится немного выше середины восточной ветви Артековской тропы, но я проскочил мимо него, спускаясь по западной ветви, а обозначенный в Викимапии нижний родник на тропе, у самой Краснокаменки, закаптирован, и из него набрать воды тоже невозможно. В итоге мне хватило имеющейся воды до Краснокаменки, однако без запаса. Через несколько минут я вышел на Нижнюю Артековскую поляну (фото 96-98).

Верхняя точка Артековской тропы, на которую нужно свернуть с дороги для спуска в Краснокаменку, находится сразу после первого виража, который дорога делает после нижней поляны. Поворот на тропу находится около таблички "Валка леса". Тропа отмечена буквами "А", обычно, но не всегда повернутыми на 90 градусов, или просто красными полосками на деревьях. Сначала спускаться по тропе трудновато из-за лежащих стволов и веток поваленных деревьев, но очень скоро тропа становится очень комфортной - без торчащих из земли камней и сыпуна, и спуск по ней вообще не представляет никаких трудностей. Однако чуть менее чем через полкилометра после поворота на тропу находится развилка, и буквами "А" промаркированы сразу оба ответвления - спустившись, я назвал их Восточной и Западной Артековскими тропами и понял, что обе они ведут в Краснокаменку. Я пошёл по правому ответвлению - по Западной тропе, которая постепенно ушла значительно правее, и я был уверен, что выйти на трассу получится примерно в районе Гурзуфа. Метки "А" на тропе то надолго исчезали, то появлялись снова. Однако в своей нижней части тропа резко повернула налево и вскоре вышла к заброшенному карьеру около Краснокаменки. Чтобы войти в село, пришлось пройти ещё две петли серпантина, однако дорога спускалась полого, и это приятно. Восточная Артековская тропа, как я понимаю, проходит мимо источника 321 и, скорее всего, соединяется с Западной, но где конкретно - я не знаю. С обрыва карьера открылся прекрасный вид на Медведь-гору в лучах заходящего солнца (фото 99-100).

e=21" target="_blank">

После шлагбаума, знаменующего выход из заповедника, тропа делает ещё один вираж и переходит в асфальтовую дорогу, идущую между частными дворами. Вскоре справа остается пруд Виноградный - подойти к нему вплотную нельзя, но он находится очень близко и очень хорошо виден. Примерно из этого района я сделал последний за этот поход фотоснимок - скалы Красный камень высотой 430 метров, которая и дала название посёлку (не путать с кордоном Красный камень на Романовском шоссе, который почти на 1000 метров выше и на шесть с половиной километров западнее).

Далее по дороге я спустился на Шоссейную улицу к продуктовому магазину "Мария", около которого сел на сразу подошедший автобус 31Б и уехал в Ялту. Также от магазина очень недалеко дойти до остановки "Краснокаменка" на трассе, с которой можно уехать на любом транспорте, а не только на автобусах, заезжающих в поселок.
Tags: Артековская тропа, Бабуган-яйла, Бирюзовое озеро, Бойнус-тепе, Гурзуфское седло, Зейтин-кош, Крым, Роман-кош, гора Валентина, горы, лето, походы, путешествия