?

Log in

No account? Create an account

Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2015. Поход от Чёртовой лестницы до Байдарских ворот и далее спуск в Форосский парк

Journal Info

Name
Wolframmos

Крым-2015. Поход от Чёртовой лестницы до Байдарских ворот и далее спуск в Форосский парк

Previous Entry Share Next Entry
Вторым из пяти намеченных на второе крымское путешествие из пяти запланированных больших походов по горам Южного Крыма стало посещение западной части Ай-Петринской яйлы с подъёмом по Чёртовой лестнице и спуском на самый верхний перед Байдарскими воротами вираж на Старом Севастопольском шоссе с дальнейшими прогулкой до ворот и спуском в Форосский парк мимо Форосской церкви. Это был самый короткий из пяти походов, на которые я отводил целый день, но в этот раз добраться до начальной точки запланированного маршрута у меня получилось значительно позже, чем во всех других четырёх случаях, лишь немного ранее 11:00. Сначала я немного проспал и ещё дольше, чем обычно, прокопался, собираясь в поход, а потом добирался до стартовой точки с некоторыми приключениями. От дома в районе Алупки Хаста-баш я вышел на верхнюю дорогу, стал около остановочного кармана с бетонным грибком ждать 28-ю маршрутку Ялта - Форос, надеялся доехать до Оливы и затем подниматься к старой дороге пешком. Но проезжающая маршрутка не остановилась, несмотря на то, что я сильно махал рукой. Проехал мимо и автобус, следовавший в Севастополь, а через достаточно короткое по меркам крымского транспорта время, минут через 15, показалась ещё одна 28-я маршрутка, но она тоже пронеслась, не сбавляя скорости, несмотря на то, что я снова махал рукой. Видимо, водители считают, что остановки здесь нет, однако они во всех случаях соглашались высадить в этом месте, при движении и в сторону Ялты, и в сторону Фороса. Не исключено, что маршрутки были заполнены, но странно, что не остановился автобус, в котором можно было ехать стоя. Поняв, что на транспорте с остановки Хаста-баш, как это место обозначено в Викимапии, уехать не получится, я стал искать телефоны местных такси. Но интернет работал с большими перебоями, сейчас, надеюсь, 3G на Южном берегу ловит гораздо лучше. Через несколько минут, так и не загрузив телефоны из-за неустойчивого даже 2G-соединения, мне удалось поймать случайно проезжающую мимо машину такси. Пока я стоял на остановке, я снимал красивейшие виды окружающего леса и близлежащих Пастушьих скал (не путать со скалами Пастухова, которые я тоже страстно мечтаю увидеть, но в этом году, судя по всему, ещё не смогу). Внутри остановочного кармана растёт прекрасная сосна.

1.


2.


3.


Водитель отвёз меня к началу Чёртовой лестницы на старой дороге за 500 рублей. Может быть, ещё хорошо, что эти маршрутки не остановились, потому что мне пришлось бы ещё идти к старой дороге достаточно долго, и я не знал, как точно идти. Водитель сначала ехал по нижней дороге, а потом, если не ошибаюсь, в Бекетово повернул наверх. Он рассказал, что в этих местах (между Бекетово и Оливой) ещё в ХХ веке случился обвал, и движение по старому шоссе очень долго было закрыто, а около пяти лет назад шоссе отремонтировали, и с тех пор этот участок называют "новой дорогой". Во избежание путаницы стоит отметить, что восточнее Алупки (ближе к Ялте), точнее, восточнее перекрестка старого и нового шоссе в небольшом районе Алупки Касимовке, новое (законченное в 1972 году) Южнобережное шоссе является верхней дорогой, а старое Севастопольское шоссе, построенное почти одновременно с железной дорогой Москва - Питер в середине XIX века, - средней, потому что есть ещё нижнее Алупкинское шоссе, ведущее в Воронцовский парк. А западнее Алупки новое шоссе является нижней дорогой, а старое - верхней.

Вот так выглядит начало Чёртовой лестницы. Тропинка, отходящая от старого шоссе, обозначена небольшими деревянными воротами с подписью "Чёртовая лестница", поэтому начало маршрута найти несложно. Высота этой точки около 420 метров.
4.


В своей нижней части Чёртова лестница представляет собой обычную извилистую тропинку, полого поднимающуюся по лесу. На фото видно, что тропинка покрыта камнями, не такими мелкими, чтобы они затрудняли подъём или спуск, однако я их не помню, мне кажется, что в основном на этом участке я шёл по голой земле среди деревьев, а вокруг росла трава и лежали огромные камни, например, этот (фото 6). Тропа очень хорошо читается.
5.

6.


Через несколько сот метров пути, на высоте порядка 470 метров, тропа переходит в собственно Чёртову лестницу - узкий проход между скалами, где идти надо тоже по монолитному каменному основанию, в котором люди с древнейших времён вырубали дорогу, насчитывающую, по информации отсюда, около 40 поворотов. Я читал, что по Чёртовой лестнице раньше можно было проехать на лошади, но, пройдя данным маршрутом, я в этом очень усомнился. Происхождение названия прохода на плато, по одной из версий, связано с тем, что если смотреть на него с Южного берега (не знаю, откуда конкретно) проход похож на гигантскую лестницу с огромными ступенями, представляющими собой, скорее всего, отдельные петли серпантина дороги. Есть и другая версия, упомянутая в статье, на которую я уже сослался. Там же кратно изложена история этого горного прохода, насчитывающая несколько тысяч лет. В некоторых местах отдельные выступы в расщелине в монолитной скале отдалённо похожи на ступеньки, но иногда нужно идти просто по неровному каменному склону.
7.


8.


Подъём по Чёртовой лестнице мне показался не очень лёгким, однако после восхождения по большим камням в Райскую долину и не очень сложным. Обычно на маршруте можно ориентироваться по нанесённым на камни метки, но повороты, на которых на первый взгляд было не ясно, как идти дальше, тоже встречались. Однако во всех таких случаях, кроме одного, в этих местах я встречал спускающихся туристов, которых было достаточно много, и они мне отвечали, что я поднимаюсь по Чёртовой лестнице правильно. В первом случае я простоял несколько минут на развилке, но потом понял, что поворачивать в этом месте нужно, если я ничего не перепутал, налево.
9.


10.


11.


12.


После выхода на плато на север по лесу ведёт широкая грунтовка. Ещё одна группа туристов сообщила, что в этих районах летает очень много мушек, похожих, по их утверждению, на клещей, но, в отличие от последних, имеющих крылья. Эти мушки, насколько я понял, безопасны, возможно, даже не кусаются, но если они сядут на кожу, то их снять достаточно трудно. На меня садилась такая мушка, но только одна. Через 300 метров после окончания Чёртовой лестницы находится развилка, на которой, если идти в сторону Байдарских ворот, то нужно поворачивать на отходящую столь же широкую грунтовку налево. На отходящую влево более узкую тропинку в рамках данного маршрута к Байдарским воротам сворачивать не надо, она уходит вверх на гору Мердвен-кая. Я сначала пошёл по этой тропе, но когда вышел из леса и она почти растворилась в траве, то понял, что иду неправильно, и вернулся к развилке. Сначала грунтовка в сторону Фороса идёт через лиственный лес.
13.


Вскоре деревья сначала становятся ниже, а потом и вовсе расступаются, и с дороги начинают открываться замечательные виды на соседние вершины Главной гряды и вглубь горного Крыма.
14.


15.


16.


Я предположил, что видимая на фото 16 дальняя вершина на кромке яйлы - это Ай-Петри, но теперь понимаю, что, конечно же, это другая гора, потому что Ай-Петри отсюда очень далеко. Прикинув с помощью Викимапии, я предположил, что это Мердвен-каясы (не путать с Мердвен-кая) или гора Кастропольская. Приблизительно в районе выхода из леса маршрут сливается с Мордвиновской дорогой, названной, как и Жидовская тропа (позже переименованная в Еврейскую) по фамилии человека, имения которого находились в окрестностях. Однако эта дорога была проложена ещё древними римлянами. В римские времена она соединяла Херсонес и крепость Харакс на территории современной Гаспры.
Ещё два вида вглубь гор:
17.


18.


Постепенно приближаюсь к горе Кильсе-бурун, расположенной над санаторием "Меллас", экскурсию по территории которого (Мелласскому парку) я посетил 17 июля. На горе видна обозначенная в Викимапии тропа. При взгляде назад видны вершины Хуба-орта-кая и Мердвен-кая.

19.


20.


21.


Я собирался пойти по этой тропке, нашёл её ответвление от дороги, но она была достаточно узкой и крутой. В принципе, я преодолевал и ещё более сложные тропы, но здесь можно было свернуть с уходящей вглубь яйлы Мордвиновской дороги и более простым путём, поэтому я временно вернулся на дорогу, понимая, что я вновь перейду на тропу в том месте, где она снова почти вплотную к дороге приближается. На яйле растут вот такие цветы:

22.


Достаточно быстро я дошёл до места сближения дороги и тропы. Я был готов перейти на тропу и по траве, однако, как я и догадывался, в в этом месте сторону кромки вела ещё одна отходящая от дороги тропка. В принципе, она видна на Викимапии, но я обратил на это внимание только сегодня. Таким образом я и покинул Мордвиновскую тропу и пошёл вдоль кромки яйлы. В основном край плато безлесный, но на нём встречаются небольшие рощи невысоких деревьев. Тропа отмечена частыми турами камней, однако и без них очень хорошо читается.
23.


24.


25.


26.


Снова мы видим небольшую естественную клумбу с цветами.
27.


И ещё одну.
28.


Вдали в центре кадра - если я не ошибаюсь, уже массив Челеби, расположенный западнее Байдарских ворот.
29.


Здесь тропа подходит наиболее близко к обрыву, и яйла покрыта очень невысокой травой, поэтому я подошёл к кромке вплотную, чтобы посмотреть и сфотографировать виды на Южный берег сверху. Сначала крупным планом мыс Чехова с коттеджным посёлком и южнобережной трассой. Очень хорошо видны мои любимые кипарисы.
30.


Теперь - более общий вид вместе с центром посёлка Санаторное. Под самым обрывом видно Старое Севастопольское шоссе. Мне предстояло спуститься на него на самом верхнем вираже перед Байдарскими воротами.
31.


А теперь вид на восток, в том числе, на часть Мелласского парка.
32.


Теперь смотрю назад по ходу маршрута, на кромку обрыва.
33.


И вперёд, в сторону вершины Мшатка-Каясы (650 метров над уровнем моря).
34.


Более общий вид на восток по возвращении на тропу.
35.


После прохождения вдоль горы Мшатка-каясы начинается спуск к старой дороге, которая, напротив, поднимается к Байдарским воротам. Уже видна гора Форос, а перед ней, на скале Кызыл-кая, - форосский храм, расположенный около второго виража на Севастопольском шоссе, считая сверху.
36.


Теперь более крупный план в том же направлении. Справа можно разглядеть вираж, где заканчивается мой маршрут по плато, а выше, если увеличить фотографию до оригинального размера, на седловине между горами можно увидеть Байдарские ворота. Тропа всё ещё отмечена турами камней, больше ни в одном походе они пока мне не встречались так часто.
37.


На некоторых участках спуска тропа становится достаточно крутой, но после похода к источнику Святой Анастасии под Судаком и спуска от источника по неосновной тропе эта часть маршрута, как и все другие в этот день, мне представляются относительно несложными.

38.


А теперь вид вперёд с того же места.
39.


Последние сотни метров спуска на шоссе проходят по лесу, где идти под гору всегда легче, и вскоре тропа выходит на шоссе.
40.


Я решил сначала дойти по дороге до Байдарских ворот, а потом спуститься через Форосскую церковь сначала на трассу, а потом и в Форосский парк. От верхнего поворота до ворот нужно идти около километра, для асфальтовой дороги - на мой взгляд, небольшое расстояние.
А вот и сами Байдарские ворота, самая высокая точка старой дороги Ялта - Севастополь (503 метра над уровнем моря).
41.


Вид от ворот на западную часть Ай-Петринской яйлы:
42.


Южнее взору предстают скала Кызыл-кая с Форосским храмом и мыс Чехова, который я чуть раньше фотографировал сверху, с кромки обрыва.
43.


К северу от ворот я наблюдал очень интересный горный хребет, не знаю, к сожалению, как он называется. Если подойти к краю площади, то можно увидеть красивейшую Байдарскую долину, но она была закрыта деревьями и проводами, поэтому я не стал делать фото, а чтобы выйти в безлесную долину по шоссе, нужно идти ещё почти целых три километра, что невозможно было совместить с запланированным на вечер спуском в Форос.
44.


Около ворот тоже была замечена симпатичная кошка.
45.


И теперь вид от Байдарских ворот на посёлок Форос. Одинокое многоэтажное здание в правой части кадра - это главный корпус санатория "Форос" в Форосском парке, почти на берегу моря. Через 2 часа я уже был совсем рядом с этим зданием.
46.


По асфальту я спустился к храму. Примерно так выглядит старое шоссе. Машины на этом его участке крайне редки.
47.


Как сейчас можно увидеть в Викимапии, почти у самых ворот от шоссе отходит тропа-сократ, по которой можно гораздо быстрее спуститься к храму. Однако я не знаю, насколько удобно по ней идти, поэтому, может быть, я и правильно сделал, что дошёл до храма по дороге - разумеется, через тот вираж, на который я чуть раньше спустился с яйлы.
Вот Форосский храм, вид с севера.
48.


49.


А теперь - с северо-запада.
50.


К западу от храма находится гора Форос.
51.


От храма тоже очень хорошо виден весь Форос, а выше - старая дорога от храма в посёлок, по которой я и спустисля, часто срезая по тропам.
52.


Теперь смотрю с Кызыл-кая на яйлу, по которой чуть раньше я шёл.
53.


Очень старая узкая и потрескавшаяся асфальтовая дорога, полого спускающаяся вниз, начинается за магазинами, чуть-чуть севернее виража. Некоторые участки спуска на трассу я прошёл по дороге, а некоторые - по крутым тропинкам-сократам, обозначенным в Викимапии, но часто не совсем точно. Если я видел, что сократ очень трудный - проходил следующую петлю серпантина по дороге. Форосский храм становится всё выше и выше.
54.


55.


Примерно за 50 минут я дошёл от церкви до трассы. Сначала смотрю на восток, в направлении Ялты.
56.


А вот так выглядит с Южнобережного шоссе скала с храмом:
57.


А это вид с шоссе на гору Форос:
58.


Продолжаю двигаться к Форосскому спуску. С одной из асфальтовых дорог ниже трассы очень интересно выглядит кромка яйлы, вблизи которой и проходила первая часть моего похода:
59.


Я вышел на окруженный с двух сторон кипарисами Форосский спуск и вскоре был уже на автостанции. Мне предстояла заключительная часть программы на этот день - прогулка по Форосскому парку. В Форосе, как и в любом районе Южнобережья, не только в парке, но и даже просто на улицах любой пейзаж изумительно красив благодаря замечательной сутропической растительности. Поэтому я и очень люблю все южнобережные парки.
60.


Сначала я прошёл через Центральный сквер, в котором, к моему приятному удивлению, обнаружился работающий фонтан.
61.


62.


А это южный выход из Центрального сквера.
63.

Совсем неподалёку находится вход в Форосский парк. В этом знаменитом парке, как и в других парках южнобережья, я снял очень много потрясающих пейзажей просто с деревьями.

64.


65.


Главное здание санатория, которое видно на фотографиях, сделанных у Байдарских ворот.
66.


Несколько самых интересных, на мой взгляд, видов парка.
67.


68.


69.


70.


71.


72.


73.


Потрясающий вид на кипарисы, кедры, другие деревья на фоне горы Форос.
74.


75.


Выход к морю на территории парка. Сначала вид на восток.
76.


А теперь на запад.
77.

Цветущий олеандр в Форосском парке. Напоминаю, что это растение ядовито, и его не рекомендуется трогать руками. А в случае прикосновения к цветам или веткам олеандра руки желательно вымыть.
78.


Когда я обошёл, как мне показалось, почти всеь парк и почти дошёл до входа, начался небольшой дождь, чуть ли не единственный за всё моё второе крымское путешествие. Ещё один раз дождь был вечером в Судаке, когда я уже приехал домой. Я сделал ещё несколько фотоснимков, преимущественно стоя под деревьями (моя фотокамера Sony A77-2 считается защищённой от дождя, но я старался, чтобы на неё капало как можно меньше).
79.


Затем пошёл ещё под один большой кедр, убрал фотоаппарат в рюкзак и надел плащ-дождевик, в котором и дошёл до автостанции. Маршрутка как раз собиралась отъехать через несколько минут, и водитель спокойно согласился выпустить меня на остановке Хаста-баш. Чуть-чуть восточнее фороса уже дождя не было, и из маршрутки я рассматривал замечательные виды, открывавшиеся с трассы. Когда я уже совсем подходил к дому, дождь снова догнал меня, однако я успел пройти весь запланированный интереснейший маршрут при благоприятной погоде.
Powered by LiveJournal.com