Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2015. Поход на Демирджи: перевал МАН, Козырёк, Перемычка, Южная вершина, Долина Привидений

Journal Info

Name
Wolframmos

Сейчас я бы хотел продолжить серию фотоотчётов о моём втором крымском путешествии: скоро уже следующее лето, а я успел опубликовать только рассказы о первой половине моего пребывания в Крыму, так как ввиду моей занятости на работе и посещений большого количества музыкальных мероприятий пришлось отложить обработку оставшихся фотографий в долгий ящик. Но теперь я очень хотел бы закончить обработку основных фотовпечатлений хотя бы к моим следующим путешествиям, о которых я страстно мечтаю. Теперь, ввиду нехватки времени, я немного изменю порядок написания фотоотчётов: сначала горные походы и экскурсия, как более яркие и грандиозные туристические мероприятия, а потом уже всё остальное. И среди горных маршрутов сначала расскажу о самом сложном и длинном и, не считая Чатыр-дага, самом ожидаемом и захватывающем - по горному массиву Демирджи с посещением перевала МАН, скалы Козырек, Демирджинского седла и Южной вершины и спуском через Долину привидений в Лучистое 18 июля 2015 года.

Название горы Демирджи ещё я ещё в 2014 году привык писать через "и", прочитав, что это наиболее правильная транслитерация на русский язык этого крымскотатарского слова, обозначающего "Кузнец". Кстати, я уверен, что в названии "Демир-капу" ("Железные ворота") корень тот же.

Я шёл на Демирджи классическим путём от Ангарского перевала, только не заходил на вершину Северной Демирджи, так как один товарищ на крымском форуме прошлым летом отговорил меня от этого, написал, что там ничего интересного, как и на Роман-коше, сказал, что это пологие пупыри на яйлах и ничего больше. Однако позже я от разных людей слышал, что с вершины Северной Демирджи открываются ещё более интересные виды, чем с того же Козырька, где я был. Но, может быть, и хорошо, что я не заходил на Северную Демирджи, потому что по сравнению с другими моими походами этот закончился позже всего, я дошел до поворота на Лучистое на трассе, уже когда начало темнеть. А если бы я зашел ещё на Северную вершину, то я в лучшем случае к полному стемнению добрался бы до Лучистого, а дальше пришлось бы на такси ехать до самой Алупки. Но я очень надеюсь снова пойти на Демирджи и побывать и на северной вершине, и на Пакхал-кая, возможно, со спуском другим путём, например, по Коровьей тропе или через Джур-джур. Но в Долину привидений мне тоже хочется снова!

Вот приблизительная карта маршрута на основе скриншота из Викимапии. Поскольку я не записывал трек, некоторые неточности обозначенного маршрута в сравнении с фактически пройденным возможны на участке после памятника строителям дороги, в средней части спуска через Долину Привидений и между воротами заказника и выходом на асфальтовую дорогу. Все остальные участки (в том числе, от перевала МАН до конца первой трети спуска), на мой взгляд, я изобразил точно. За исключением того, что я забыл обозначить небольшой крюк по тропинке с возвращением на перевал МАН. Викимапия измерила продолжительность маршрута, равную 18,5 км, но я уверен, что в этот день прошёл несколько больше, и если бы я записывал трек, то по нему можно было бы измерить несколько большее расстояние.

Все фотографии с экскурсии, не только выбранные для фототчёта в ЖЖ, можно посмотреть в подальбоме "Демирджи" альбома "Крым 2015" на Яндексе.

Поскольку всю вторую половину путешествия я каждый день отправлялся в путь из Алупки, фототчёт о любом походе на Южном берегу летом 2015 года начинается с вида на Ай-Петри. Фотография сделана перед посадкой в автобус до Ялты в 8:15. От Ялты до Ангарского перевала, как и перед восхождением на Чатыр-даг, я ехал на маршрутке, и в сам по себе поход отправился приблизительно в 9:45, то есть на 45 минут позже, чем на Чатыр-даг. Чтобы идти на Демирджи, выйдя из маршрутки, идущей из Ялты или Алушты, переходить дорогу, разумеется, не надо, а тропа в сторону перевала МАН начинается, если встать лицом к лесу, слева от остановки, вплотную от остановочного павильона.

Тропа идет через лес, ненадолго переходя в узкую и обветшавшую асфальтовую дорожку. Очень скоро классический маршрут приводит к памятнику строителям старой дороги через Ангарский перевал.

Вблизи памятника находится первая развилка, от которой в сторону Демирджи отходит сразу три тропинки. Я собрался идти по самой верхней (и самой левой), но встреченные мной в этот момент туристы меня отговорили, сказали, что эта тропа потом становится очень узкой и плохо читаемой, фактически исчезает, видимо, как одна из троп от Буковой поляны до верхнего плато Чатыр-дага. Если я правильно помню, я пошёл по средней тропе, постоянно сверяя местоположение с картами Викимапии. Сначала тропа шла несколько южнее обозначенной на карте дороги и всё отдалялась от неё, но потом неожиданно тропа повернула почти под прямым углом на север и вскоре слилась с показанной в смартфоне. В лесу росли вот такие замечательные цветочки, буду признателен, если кто-нибудь сообщит мне, как они называются.

Вскоре тропа превращается в грунтовку, а лес вокруг неё немного расступается.

Прямо по курсу становится видна лесистая гора. Возможно, это Эльх-кая (Кудрявая Марья). В непосредственной близости от дороги слева по ходу расположен родник Индек-Чокрак, и я слышал, как журчала вода, но не пошёл к источнику через густые заросли, так как воды в рюкзаке у меня было очень много (И, забегая вперёд, скажу, что воды хватило с запасом). Но будущих туристов я должен предупредить, что больше родников вдоль классических маршрутов по Северной и Южной Демирджи нет, поэтому пополнять запасы воды именно здесь крайне желательно.

Я приближался к первому важному ориентиру на маршруте - перевалу МАН (Малой академии наук), Викимапия указывала высоту 1040 метров. Согласно навигатору, перевал находился всё ближе и ближе, однако высота по показаниям телефона всё ещё была менее 1000 метров. Поэтому я ждал, что перед перевалом начнется крутой подъём. Однако дорога подошла к ориентиру очень полого, и высота по навигатору в это время достигла только 1010 метров. С перевала открываются великолепные виды на Северную Демирджи и окенстности Алушты вместе с горой Кастель и далёким Бабуганом. Сейчас видно только Кутузовское водохранилище, чуть позже стало видно и Изобильненское.

На фото 9 мы видим оба пути, по которым можно пойти к смотровой площадке в южной части Козырька в направлении Перемычки: грунтовка слева и тропинка справа. Я сначала пошёл по тропинке, однако она проходила поперек крутого склона и была покрыта сыпуном, поэтому я решил вернуться к перевалу и пойти по дороге. Формально можно сказать, что с тропинки на каждом шагу открываются очень интересные виды, а дорога (только в южной части) отделена от обрыва небольшой рощей, но всё, что видно с обрыва, можно также наблюдать с перевала или с естественной смотровой площадки, на которую грунтовка достаточно быстро выходит, и данный факт нивелирует все преимущества тропинки перед грунтовкой.
Скала Козырёк крупным планом, вид ещё с севера:

Вблизи перевала тоже растут очень интересные цветы.

Также с перевала очень хорошо видна скала Пахкал-кая (Лысый Иван), которая мне действительно напоминает человеческий профиль. Особенно реалистичен в этом профиле глаз. Затем, по мере продвижения по маршруту, Лысый Иван постепенно "поворачивается" к туристам затылком.

В этих местах впервые за время похода я наблюдал Чатыр-даг, обе вершины которого я покорил шестью днями ранее, 12 июля 2015 года. Ангар-бурун находится справа, Эклизи-бурун слева, над небольшим заметным участком безлесного плато. Эклили-бурун выше Ангар-буруна, но вследствие оптического обмана туристам с кромки плато Северной Демирджи кажется наоборот.

Еще цветочки, затем, если я не ошибаюсь, нижнее плато Чатыр-дага и ещё раз затылок Лысого Ивана.

Пакхал-кая и Чатыр-даг крупным и общим планом, далее - вид на скалу Козырёк сверху: дорога теперь проходит гораздо выше, чем тропинка.

Южная часть грунтовой дороги по северному плато, как я уже говорил, проходит между рощицами, но очень скоро можно вновь выйти к обрыву.

И здесь открываются просто изумительные виды на Алушту и окрестности, а также на западную кромку яйлы с камнями очень интересной формы. Сидевшие здесь туристы показали мне крепость Фуна, однако объяснили, что она почти полностью разрушена и поэтому специально искать её и идти к ней не нужно.

Дорога дальше заворачивает почти назад, продолжая подниматься в направлении вершины Северной Демирджи, которая не являлась одной из целей моего похода. Чуть восточнее смотровой площадки от дороги отходит тропа-"срезка", ведущая на юго-восток в направлении Перемычки и Южного плато. Сначала "срезка" чуть-чуть поднимается вверх, устанавливая рекорд высоты для моего демирджинского похода - чуть более 1260 метров над уровнем моря. С тропки также можно наблюдать Чатыр-даг (фото 28), а также долину и Бабуган (29). И, естественно, просторы склонов Северного плато.

Очень интересно было бы узнать, как называется остроконечная скала южнее Козырька.

Ещё виды обрывов яйлы:

Достаточно извилистая тропка продолжает идти среди сосен, если оглянуться назад (а иногда и просто посмотреть вбок), открываятся потрясающие виды на Чатыр-даг и другие вершины. Теперь уже Эклизи-бурун сравнялся по наблюдаемой высоте с Ангар-буруном.

Вскоре тропка начинает спускаться круто вниз. Самый трудный участок, о котором пишут многие туристы, ходившие на Демирджи - это безлесный склон Северного плато. Затем тропа заходит в лес, крутой спуск продолжается, но идти становится гораздо легче, так как в лесу сыпуна нет. Незадолго до Перемычки тропа выходит на широкую грунтовку, и спускаться становиться ещё проще, теперь спуск уже относительно пологий.
Перемычка (она же Демирджинское седло, высота 1090 метров)  - узкий хребет, соединяющий Северное и Южное плато. Вот фото Перемычки и дальнейшего подъёма к Южной вершине:

После Перемычки начинается достаточно крутой, но не очень длинный подъём на Южную Демирджи, грунтовая дорога очень широкая и наезженная, и подниматься здесь относительно легко. Однако неожиданно подул очень сильный ветер, настолько сильный, как я не припомню, мне кажется, несколько лет, и мне приходилось очень крепко держать в руке шляпу, чтобы она не улетела. Сильнейший ветер продолжал дуть до выхода на плато, но мне удалось сделать на подъёме несколько фотографий склонов северной яйлы и Чатыр-дага.

С западной кромки Южного плато открываются великолепные виды на Козырёк, Чатыр-даг и Лучистое, а впереди уже видны скалы Аленга, находящиеся на самой южной оконечности горного массива.

Южную вершину (небольшой холмик на плато абсолютной высотой 1239 метров) я прошёл, даже не обратив внимания, что я её покорил, потому что туристы на северной смотровой площадке мне не совсем точно объяснили, что на Южной вершине установлен флаг, а а самом деле он установлен на скалах причудливой формы у самого обрыва. На первый взгляд это не заметно, но, насколько я понимаю, эти скалы на несколько метров ниже Южной вершины.

С восточной кромки Южного плато видно Восточное Южнобережье почти до самого Судака или даже до Меганома. Среди гористого рельефа можно заметить Храм-маяк в Малореченском и извивающуюся дорогу южнобережного серпантина, по которой я и приехал из Судака в Алушту (и затем в Алупку) 11 июля.

Ещё Южное плато и торчащие из земли скалы:

Теперь нужно было найти начало спуска через Долину Привидений. Сейчас он прорисован в Викимапии, но летом он ещё не был обозначен, но его было очень хорошо видно на спутниковой карте. Южное плато Демирджи очень маленькое по сравнению с другими яйлами, однако самое начало тропы очень плохо читалось, а продолжение было скрыто за скалами, поэтому найти спуск было очень непросто. Я спросил у нескольких чкловек, находившихся в это время на плато, но никто не знал спуска. Тогда я сел на камень и стал пытаться сориентироваться с помощью навигации. За пару минут я разобрался, между какими скалами начинается спуск, и в этот же момент один из туристов мне показал увиденную им тропинку. Верхняя часть спуска относительно пологая по сравнению с очень крутой средней частью, тропа огибает скалы Аленга, Чомачай и Екатерина Вторая, и с неё вновь видно восточное южнобережье в сторону Судака, а затем и Алушта, Кастель и Медведь-гора. От тропы отходит узкое и очень крутое ответвление налево, но для спуска в Долину Привидений нужно идти прямо.

Когда тропа заворачивает чуть правее, на северо-запад, начинается самый трудный участок спуска, туристы, которых я встретил чуть выше, рассказали, что поднимались по нему на четвереньках, на спуске находится несколько наклоных каменных уступов, почти как на пути в Райскую долину или на Чёртовой лестнице, но здесь идти через них даже сложнее, потому что за них труднее зацепиться, а деревьев вокруг тоже нет, и не за что держаься, кроме камней. Чуть позже я добрался до большого камня, около которого находится развилка на верхнюю (правую) и нижнюю (левую) тропы. Как я понял впоследствии, нижняя тропа более узкая и трудная, но я пошёл по ней, так как верхнюю на развилке за камнем было почти не видно, а чтобы попасть на неё, нужно было ещё взбираться на огромный камень. Я крайне медленно прошёл по нижней тропе несколько десятков метров. В это время по верхней тропе меня догнала ещё одна группа туристов (два молодых человека и две девушки), тоже искавшая спуск одновременно со мной. Они мне крикнули, что по верхней тропе идти легче, и настоятельно рекомендовали подняться на неё (по очень крутому травянистому склону; расстояние между тропами в этом месте было 15-20 метров). Я пондялся, несмотря на сильное чувство страха, и продолжил путь вместе с ними. Если на коротком самом крутом участке спуска нужно долго думать над каждым шагом, то ниже последнего преграждающего тропинку камня и развилки спуск становится относительно терпимым, хотя и до последнего поворота временами достаточно крутым. Вот вид на Лучистое и Бабуган с большой высоты незадолго до развилк с камнем:

На всём протяжении спуска через Долину привидений я по собственному опыту выработал такое правило: на всех развилках нужно поворачивать направо, за исключением случаев, когда ответвление ярко выраженно идёт в гору. В частности, вскоре после камня и перед торчащей из земли тёмной скалой округлой формы находится ещё одна развилка, и мы пошли правее, между обрывом яйлы и скалой. На одной из следующих развилок (когда тропа ненадолго зашла в лес) молодые люди захотели идти круто в гору по промаркированной тропе, где на деревьях стояли метки - им казалось, что таким образом можно будет пройти по более интересому маршруту через Долину Привидений. Я тоже пошёл с ними, хотя с самого начала понимал, что этот крюк, скорее всего, усложнит возвращение с горного массива, притом, что было уже достаточно поздно, с учётом того, что мне предстояло ещё ехать в Алупку, а транспорт в Крыму заканчивает работу рано. Пройдя несколько десятков метров круто в гору, молодые люди поняли, что, скорее всего, по этой крутой тропе можно обратно выйти на плато, мы развернулись и продолжили спуск. На последней развилке мы встретили ещё одну поднимающуюся группу туристов, они сказали, что если повернуть направо, то можно выйти через конную ферму в Лучистом. Так мы и пошли. Вскоре я расстался с попутчиками, так как они шли быстро (но при этом несколько раз падали), а я старался идти медленнее, но зато осторожнее (и поэтому за всё кымское путешествие ни разу не упал), кроме того, я хотел чаще останавливаться для фотографирования. Когда я первый раз достал навигатор, то ужаснулся, что высота ещё очень большая (680 или даже 780, потому что я подумал, что выше Ангарского перевала, но я мог перепутать, а я думал, что высота уже не более 500), но спуск после последней развилки стал, можно даже сказать, совсем пологим. Когда я вышел из заказника Долины Привидений, то высота была 600 метров, когда вышел на асфальтовую дорогу - 500, а когда достиг троллейбуской остановки на трассе - 420. Вот самые интересные, на мой взгляд, фотографии из Долины Привидений.

Вот вход в заказник "Долина Привидений" (как я понял, я всё-таки вышел к главному входу) и находящийся у входа камень, на котором, как мне сказали, танцевал один из героев фильма "Кавказская пленница".

Выйдя из заказника, я продолжил спуск по грунтовым дорогам и вышел на асфальтовую дорогу на окраине Лучистого, перед самым выездом из села. Затем я шёл пешком к трассе по местами разбитой дороге. Несмотря на то, что я шёл достаточно быстрым шагом, от выхода из заказника до трассы я добрался ровно за час, а спуск с Южного плато до ворот (с учетом двух "заминок") продолжался три с половиной часа. Эти фотографии Долины в лучах заходящего солнца были сделаны уже за пределами заказника, но скалы Долины Привидений поражают воображение, даже если на них смотреть издалека.

А здесь очень хорошо видна Голова Екатерины. Скала у самой кромки яйлы действительно напоминает человеческую голову. Чуть левее середины кадра виден флаг на скалах над обрывом, который я показывал, снятый с плато и в начале спуска.

Когда я пришёл на остановку, троллейбус до Ялты ушёл из-под носа, и, как я понял чуть позже, с ушедшим троллейбусом, как это ни парадоксально звучит, мне ещё повезло, потому что троллейбусы едут медленно, и когда этот рейс прибыл в Ялту, с автовокзала, несомненно, уже ушли все последние автобусы и маршрутки в сторону Алупки, пришлось бы на такси ехать. А следующий троллейбус следовал только до Алушты, где по счастливой случайности мне удалось пересесть на частную маршрутку. Когда я в 21:15 приехал на Ялтинский автовокзал, то в западном направлении осталась лишь одна-единственная маршрутка - №28, до Фороса, и то водитель сказал, что это нерегулярный и даже случайный рейс, и обычно последняя 28-я маршрутка уходит гораздо раньше. На 28-й я и доехал до остановки "Хаста-баш" на Верхней дороге и оттуда пошёл через лес к дому, освещая фонариком себе дорогу.