?

Log in

No account? Create an account

Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Оксана Лесничая и Ольга Цагарелли в Санкт-Петербурге: один из самых ярких концертов в моей жизни

Journal Info

Name
Wolframmos

Оксана Лесничая и Ольга Цагарелли в Санкт-Петербурге: один из самых ярких концертов в моей жизни

Previous Entry Share Next Entry
Моё очередное путешествие в Санкт-Петербург с 27 по 29 марта стало юбилейной, десятой междугородней поездкой на концерты Оксаны Лесничей, и в этот раз на левом берегу Невы я посетил 85-е и 86-е выступления любимой певицы. В Питере мне очень повезло с погодой, два дня с утра до вечера светило яркое солнце, и прогулками по городу я тоже остался доволен, если будет время, я постараюсь сделать фотоотчёт.

27 марта в Большом зале культурного центра "Троицкий" в Невском районе Санкт-Петербурга состоялся юбилейный бенефис композитора, поэта и певца Валентина Иващенко, в котором участвовали представители различных национальных культурных автономий города, ансамбли народной музыки и, конечно же, сам Валентин Владимирович исполнил песни, автором слов которых он является, под аккомпанемент Виолетты Гриневич, написавшей музыку.

Несомненно, "гвоздём программы" юбилея стало выступление великолепной и неподражаемой Оксаны Лесничей, которая в качестве специального гостя завершала концерт. Сначала Оксана вместе с исполнившей партию фортепиано Ольгой Цагарелли исполнила каватину пажа из оперы Джакомо Мейербера "Гугеноты" (естественно, со всеми техническими сложностями) с переделанными русскими словами, посвящёнными юбилею Валентина Иващенко - с этим оперным фрагментом я ещё Оксану не слышал, притом, что в программу незабываемого сольного концерта в Костроме вошла другая ария из "Гугенотов", оставившая впечатления совершенно непередаваемые.

В каватине пажа любимая певица продемонстрировала светлый и лёгкий, но безупречно сфокусированный звук, сочный, яркий и чистый, как колокольчик, и с изумительной уверенностью и отточенностью переливающийся в пассажах, в том числе, стаккато. В медленных местах ровный и связный голос так нежно зависал в воздухе на мецца воче, завораживая кантиленой, тембром и полётностью. Здесь тоже крайне трудно описать словами все достоинства и всю красоту пения Оксаны.

Затем выступление Оксаны Лесничей продолжилось украинскими народными песнями - "Ой, не світи місяченьку" и "Ой, я знаю...", в которых волшебный голос певицы обрёл такой замечательный тёплый и мягкий оттенок и густые чуть более тёмные краски, и несмотря на удивительную глубину обертонов, оставался парящим. Обе песни прозвучали очень выразительно, причём каждая - по-своему, если в первой голос задушевно тянулся почти на пиано, то во второй расцвёл яркими переливами, оставаясь воздушным и льющимся абсолютно без нажима. Несомненно, Оксана и в "Троицком" могла спеть и больше произведений, однако выступивший перед ней ансамбль спел целых две народных песни на бис, а продолжительность мероприятия в Большом зале культурного центра, как я понял, была строго регламентирована.

На следующий день, 28 марта, состоялся сольный концерт Оксаны Лесничей и пианистки Ольги Цагарелли в концертном зале "Святодуховский" в Александро-невской лавре. Этот великолепнейший вокальный вечер стал, пожалуй, одним из лучших концертов в моей жизни, возможно, впечатления были столь же сильными, как и в Костроме. Программа была невероятно развернутой, в неё вошли целых 14 сольных произведений, в том числе очень многие из них можно назвать "выигрышными" с точки зрения эмоций слушателей или особенно желанными, и абсолютно каждое из них Оксана спела, на мой взгляд, во всех отношениях безупречно и при этом одинаково невероятно впечатляющим звуком, притом, что, разумеется, почти каждый номер концерта существенно отличался от других нюансами тембра, звукоизвлечения и интонации. И абсолютно во всех ариях и романсах Оксана Лесничая приятно поражала просто потрясающим, даже необыкновенным совершенством филировки длинных нот, каждая из которых была изумительно тонко отделана, и все эти переходы звучали удивительно естественно, без каких-либо слышимых усилий - это было, пожалуй, одно из самых ярких достоинств пения Оксаны в этот вечер. Как и неизменная инструментальная чистота голоса.

Концерт перемежался элементами интервью, ведущий вечера Валентин Иващенко перед каждым номером рассказывал о тех или иных деталях творческой биографии Оксаны и параллельно беседовал с певицей о различных этапах её профессионального роста, а также о родителях и педагогах Оксаны. И программа, кроме нескольких завершающих произведений, была построена таким образом, что порядок следования номеров иллюстрирует творческий путь певицы: например, колыбельная Светлане рассказывает о детстве Оксаны, ария Наталки-Полтавки - о времени учебы в Харьковском училище до поступления в Московскую консерваторию, думка Параси из "Сорочниской ярмарки" - о периоде работы певицы в театре Покровского, каватина Людмилы - об обучении в Центре оперного пения в классе Ирины Ивановны Масленниковой, ария Царицы ночи - о дебюте в Большом театре России, некоторые следующие произведения - об ассистентуре-стажировке Оксаны Лесничей в Московской Консерватории в классе Бэллы Андреевны Руденко. В начале вокального вечера, а также в коротком антракте (сразу после каватины Людмилы) в зале проходил показ видеозаписей романсов Рахманинова в исполнении Оксаны на недавнем концерте в БЗК.

Вот программа концерта:

1. Ф. Шуберт. Аве Мария
2. Т. Хренников. Колыбельная Светлане
3. М. Лысенко. Ария Наталки из оперы "Наталка-Полтавка"
4. А. Кос-Анатольский. Соловьиный романс
5. У.н.п. "В кінці греблі шумлять верби" в обработке П. Бойченко
6. М. Жербин "Пливе моя душа"
7. М. Мусоргский. Думка Параси из оперы "Сорочниская ярмарка"
8. М. Глинка. Каватина Людмилы из оперы "Руслан и Людмила"
9. В.-А. Моцарт. Вторая ария Царицы ночи из оперы "Волшебная флейта"
10. Г. Майборода. Ария Йолан из оперы "Милана"
11. У.н.п. "Ой, не світи місяченьку" в обработке М. Лысенко
12. А. Кос-Анатольский. "Ой якби я голосочок соловейка мала"
13. Ф. Легар. Ария Джудитты из оперы "Джудитта"
14. У.н.п. "Ой, я знаю..." в обработке М. Стецюна

Исполняет Оксана Лесничая, партия фортепиано - Ольга Цагарелли.

Открывала концерт Оксаны Лесничей "Аве Мария" Франца Шуберта, в двухкуплетной версии, первый куплет на немецком, а второй - в русском переводе, так как в этом зале, насколько я понял, существует традиция начинать мероприятия с молитвы. В Святодуховском центре буквально с первой строчки первого номера замечательный голос Оксаны восхищал насыщенностью тембра и неописуемым совершенством звуковедения, а также ровностью всех регистров, никаких дефектов в звуке с самого начала и до конца вечера не было вообще. И, что мне особенно понравилось, уже в первом произведении оттенок голоса стал таким неописуемо тёплым и солнечно окрашенным, примерно таким, какой был во второй половине концерта в Костроме. Он мог меняться по ходу концерта в зависимости от стиля исполняемой музыки, однако снова и снова возвращался к этому варианту. Конкретно "Аве Мария" Шуберта я слушать в исполнении Оксаны просто обожаю, несомненно, это один из коронных номеров любимой певицы в зарубежном камерном репертуаре, и в этот раз голос звучал невероятно мягко и нежно и при этом возвышенно - очень прочувствованное и чарующее исполнение получилось. Брава!

Затем Оксана Лесничая исполнила колыбельную Светлане Тихона Хренникова - здесь можно провести ещё одну параллель с костромским концертом, так как этот же фрагмент снова звучал в начале совершенно изумительного вокального вечера и даже во многом задавал высочайший уровень пения и впечатлений от него на протяжении всех номеров, в том числе и самых желанных - оперных. Однако здесь колыбельная прозвучала абсолютно по-новому: всё было спето на таком насыщенном, нежном и приятном на слух пиано, а тембр, как я уже сказал, мне понравился ещё больше. И самые нижние ноты тоже звучали очень красиво и свободно, даже несмотря на то, что колыбельная Светлане, как некоторые считают, написана скорее для меццо-сопрано.

В песне Наталки-Полтавки великолепный голос Оксаны Лесничей моментально обрёл плотность и захватывающую округлость, впервые за этот вечер зазвучал по-оперному (хотя и в немного лирической манере) и ярко и без каких-либо порожков переливался, обволакивая. Звук лился свободно и отличался светлым оттенком. Этот фрагмент тоже был исполнен потрясающе эмоционально.

В "Соловьином романсе" Анатолия Кос-Анатольского сильнейшее впечатление произвели колоратурные пассажи, изображающие соловьиные трели, и нельзя было не восхититься исключительными совершенством и уверенностью их исполнения Оксаной Лесничей (разумеется, не только в этом произведении): они звучат так естественно и непринуждённо, без малейшего пережатия, как почти ни у кого, очень уверенно и отточенно и главное, в самых быстрых местах голос остаётся темброво наполненным и в подходящих случаях даже густым. Но и медленная часть романса восхитила нисколько не меньше. Эти строки были спеты на тончайшем и проникновенном пиано, совсем другим звуком в сравнении с трелями, скорее по-камерному, и в первом куплете просто приятно поразила невероятная теплота тембра, а во втором - его небесная кристальная чистота.

Два следующих произведения - народную песню "В кінці греблі шумлять верби" и романс Михаила Жербина "Пливе моя душа" - Оксана Лесничая спела таким замечательным легким, но приятно окрашенным звуком с бесконечной кантиленой на тягучих мецца воче и пиано, с продуманными интонациями в каждой ноте, позволяющими, в частности, очень точно передавать чувства. Ну и просто послушать волшебный звук голоса Оксаны было исключительно приятно благодаря также его всестороннему совершенству.

Великолепную отделанность нюансов и превосходную артистичность Оксана продемонстрировала и в следующем номере - Думке Параси, включающей в себя народную песню и открывавшей, пожалуй, самый ожидаемый блок концерта - из арий из классических опер, разделенный, правда, небольшим антрактом, но он, на мой взгляд, именно в этом месте был просто необходим, чтобы певица могла перенастроиться между двумя столь различными образами - Людмилы и Царицы ночи. В Мусоргском (как и далее в Глинке) голос вновь стал светлым, ещё более светлым, чем в Лысенко, и отличался великолепным многообразием динамическим оттенков, а также тонким чувством стиля.

Конечно, больше всего я был рад услышать в этот вечер каватину Людмилы - мою самую любимую колоратурную арию. И, несмотря на то, что все номера концерта произвели одинаковое сильнейшее впечатление, самыми яркими из них стали, пожалуй, именно прозвучавшие друг за другом арии Глинки и Моцарта, именно их, на мой взгляд, можно назвать кульминацией вечера. Я очень соскучился по исполнению Оксаной каватины Людмилы, которое не слышал больше года, и в последние месяцы и даже недели страстно мечтал, чтобы любимая певица где-нибудь исполнила этот обожаемый мной фрагмент. Первую арию Людмилы я живьём слушал в исполнении Оксаны в пятый раз, вторую арию Царицы ночи - в седьмой, но именно питерское исполнение обоих произведений было, на мой взгляд, наиболее удачным, по крайней мере, по силе впечатлений.

В каватине Людмилы волшебный голос Оксаны обрёл необыкновенно светлый и чистый оттенок с множеством сочных обертонов и, несмотря на потрясающую тембровую наполненность, придающую звуку густоту, оставался изумительно подвижным и даже во многом парящим (в некоторых фразах даже почти как колокольчик). Абсолютно все сложные пассажи прозвучали с чарующей лёгкостью, вообще без нажима и неточностей и потрясающе ровно во всех регистрах. Голос завораживающе переливался, оставаясь насыщенным. Очень понравились мягчайшее легато, продуманные фразировка и разнообразие в динамике. Нежно звучал голос на пиано в кантиленных фразах. Это был тот случай, когда описать словами всю красоту звука и техническую отточенность невозможно, а восхищаться арией можно бесконечно. Брависсима!

А уже следующий номер программы - сложнейшую арии Царицы ночи - Оксана Лесничая спела совершенно новым для этого концерта звучанием, фактически ничем не похожим на каватину Людмилы. Голос стал в существенной степени тёмным, однако густо окрашенным "цветными" оттенками, а также плотным, но по-прежнему оставался чистейшим. Мощный и свежий, сфокусированный и обволакивающий звук лился удивительно свободно и легко, уверенно и чётко шёл наверх и без малейшего потускнения - вниз. Как и в предыдущих выступлениях, очень точно прозвучали пассажи стаккато, с насыщенным тембром, в том числе, и на сверхвысоких нотах, спетых бездефектно и филигранно. В связных фразах тоже великолепен был контроль над звуком. А ещё мне понравилось, как Оксана передала чувства Царицы ночи голосом и интонацией.

Вернувшись к исполнению более камерного репертуара, любимая певица вновь стала завораживать слушателей тёплым и нежным звуком, в чём-то лирическим, однако мягким и округлым, тянущимся очень проникновенно, в частности, в народной песне "Ой, не світи місяченьку", а в арии Георгия Майбороды, спетой очень эмоционально, голос был ещё более светлым. Звенящими соловьиными трелями снова переливался летящий голос Оксаны во втором произведении Анатолия Кос-Анатольского - "Ой якби я голосочок соловейка мала", в котором тоже безумно понравился тембр и в медленной части.

Предпоследним номером этого изумительного вокального вечера Оксана спела ещё одно своё коронное произведение, которое я слышал в её исполнении всего лишь дважды - арию Джудитты. В Доме ученых полтора года назад в этом фрагменте звук был очень светлым, но достаточно плотным, а в этот раз ария была исполнена чуть более лёгким голосом, однако при этом очень интересно окрашенным, оттенок не был похож ни на московскую Джудитту, ни на какой-либо другой номер питерского концерта. Однако, как и прежде, особенно сильное впечатление произвели здесь кантилена и умение контролировать звук, а также выразительность пения.

И завершавшую концерт украинскую народную песню "Ой, я знаю..." Оксана Лесничая исполнила, пожалуй, ещё лучше, чем в субботу - в плане артистичности, яркости не только тембра, но и самих по себе интонаций, и голос любимой певицы на мецца воче и пиано продолжал приятно поражать потрясающей сочностью и всесторонней отточенностью. Огромнейшее спасибо замечательной Оксане за исключительно яркое и совершенно безупречное исполнение такой длинной и разнообразной программы, в каждый номер которой певица неизменно вкладывала искренние эмоции! Оксана каждой фразой весь вечер дарила просто непередаваемые впечатления!!! Безмерно благодарен я также, конечно же, прекрасной Ольге Цагарелли, чутко аккомпанировавшей Оксане Лесничей весь этот незабываемый вечер, и, конечно же, организаторам концерта, в первую очередь, конечно, Валентину Иващенко.
Powered by LiveJournal.com