Wolframmos (wolframmos) wrote,
Wolframmos
wolframmos

Categories:

Концерты Оксаны Лесничей в Питере и в библиотеке Боголюбова и выступления на конкурсе Vox Artis

Наконец-то у меня появилась возможность закончить и опубликовать рассказ о выступлениях Оксаны Лесничей в октябре, в том числе, о концертах 18-19 октября в Питере, на которые я тоже съездил. Существенную часть впечатлений мне удалось записать в первые дни после трёх замечательных вечеров 14, 18 и 19 октября, но ввиду моей занятости на работе и большого количества концертов в последние недели завершить написание отчёта об этих концертах, в который я теперь решил включить также несколько слов о конкурсе Vox Artis Moscow, до сегодняшнего дня не получалось.
19 октября в Культурном центре Елены Образцовой на Невском проспекте состоялся сольный концерт моей самой любимой певицы Оксаны Лесничей и пианистки Ольги Потехиной. Все произведения Оксана спела просто выше всяких похвал! Какое у Оксаны звучание необыкновенно чистое и небесное, такое аккуратное и какое невероятно тягучее, музыкальное, просто как ни у кого! И на протяжении всего концерта пение оставалось ровным и неописуемо завораживающим во всех регистрах. А тембр – просто волшебным, как и звучание в целом!
Открывали концерт две песни Моцарта, и прямо с первой строчки певица восхитила тембром неповторимого чарующего оттенка и удивительной чистотой звука. Затем Оксана исполнила песню «Блаженство» Франца Шуберта, одного из моих самых любимых авторов камерной вокальной лирики. В дальнейшем в этот вечер, кроме одного из двух бисов, Болеро Делиба, Оксана Лесничая и Ольга Потехина исполняли только произведения русских композиторов и Джулиана на слова русских поэтов, в первую очередь Александра Сергеевича Пушкина. И особенно я был рад услышать в исполнении самой любимой певицы мой самый любимый русский романс "Редеет облаков летучая гряда", с которого как раз и начиналась «пушкинская» программа. Оксана его спела так волшебно, таким мягким, инструментально чистым и мелодичным звуком с таким бесконечным дыханием, тоже с самого начала приятно поражая парящим и небесным, но в то же время достаточно густым звуком. А как до самого тончайшего пианиссимо таяла последняя нота – это надо было слышать! Очень точно с точки зрения стиля подобрана интонация в этом романсе, как и в произведениях других композиторов, и характер звучания прекрасно сочетается с музыкой. Очень символичным стало то, что прямо за сценой висела картина «Коктебель» художника Тумана Жумабаева, выставка полотен которого сейчас проходит в Культурном центре. А когда-то я мечтал и надеялся, что услышу этот романс, в котором упоминается природа Крыма, именно в Коктебеле, в исполнении Оксаны Лесничей, и именно от надежды услышать Оксану в Коктебеле, в том числе, с этим романсом, зажглась моя мечта поехать в Крым и увидеть своими глазами крымскую природу. А теперь Оксана Лесничая исполнила этот романс фактически на фоне вида Коктебеля. А в следующем романсе Римского-Корсакова – «Пленившись розой, соловей» – голос любимой певицы звучал уже чуть более колоратурно, но сохраняя яркость, и, как и всегда, ровно и сфокусированно, но незажато и с исключительной беспрепятственностью всех переходов, изумительно прозвучал финальный вокализ. И в романсах Сергея Рахманинова в обоих отделениях певица продемонстрировала невероятно тонкую продуманность каждой ноты и исключительно разнообразный, в том числе, с точки зрения динамических оттенков, и отточенный звук. В первом отделении Оксана Лесничая исполнила «Ветер перелетный», «Сон» и «Ау!», всё на высочайшем уровне, но больше всего запомнилось исключительно зрелое во всех отношениях исполнение «Ветра перелётного», который произвёл действительно сильнейшее впечатление. А во втором отделении тему Рахманинова продолжил романс "Не пой, красавица", который в исполнении Оксаны я просто обожаю. Несмотря на то, что это часто исполняемое произведение, никто не поёт его настолько великолепно. И, оказывается, как я узнал именно на этом концерте, как это ни странно, именно «Не пой, красавица» – единственное стихотворение Пушкина, которое поэт написал на музыку. Впоследствии сразу несколько композиторов писали музыку на эти слова, однако сам Пушкин писал слова на уже написанную к тому времени музыку Грибоедова. А первым номером второго отделения стал романс Глинки «Я помню чудное мгновенье», который Оксана спела в основном на мецца воче таким волшебным связным и нежным звуком тёплого тембра, всегда тянувшимся до бесконечности. Очень интересно было послушать также романсы Николая Метнера – «Цветок» и «Зимний вечер». Музыка этого композитора совершенно ни на что не похожа, а Оксана в этих двух романсах тоже звучала по-новому – более тёмным оттенком. Затем разнообразие русской камерной вокальной музыки можно было наблюдать на примере романса Прокофьева «В твою светлицу» и Свиридова «Зимняя дорога», которые тоже прозвучали проникновенно и удивительно чарующе в плане звука. Начиная с середины второго отделения композитор, поэт и переводчик Джулиан Лоуэнфельд, успевший после предыдущего концерта 18 октября слетать в Москву и обратно, после исполнения каждого романса читал перевод этого стихотворения на английский. Я ещё скажу отдельно о впечатлениях от творчества Джулиана как композитора и о том, как эти романсы прозвучали на Мойке, а сейчас хочу остановиться на особенностях исполнения именно в этот вечер двух завершавших основную программу концерта произведений Джулиана, мировая премьера которых состоялась накануне. В этот раз «Пред испанкой благородной» Оксана Лесничая спела более окрашенным, даже таким «солнечным» тембром, а добавленные Джулианом фрагменты без слов просто завораживали плавностью легато, особенно в финале произведения. А ещё Оксана великолепно спела «Элегию» Джулиана на слова Пушкина. Наряду с вокальными произведениями, в программу концерта также вошли две пьесы Николая Голованова из цикла «Эстампы» («Анемона — тень от сна» и «Вальс») и две пьесы Николая Метнера из цикла «Забытые мотивы» Николая Метнера («Утренняя песнь» и «Трагическая соната») в исполнении Ольги Потехиной.
Несмотря на то, что всю программу концерта Оксана Лесничая пела замечательно, всё предыдущее затмили два последних номера, два биса - БОЛЕРО ДЕЛИБА и СОЛОВЕЙ! Как приятно послушать в Болеро такие непринуждённые ходы наверх, каких просто ни у кого больше нет, особенно при ТАКОМ глубоком тембре, и такой округлый и совершенный звук, какой тоже фактически ни у кого невозможно услышать! А последняя предельно высокая вставная нота тоже звучит потрясающе тёплым и насыщенным тембром, которого обычно в самом верхнем регистре ну просто встретить невозможно! И Соловей - тоже слов нет как прекрасен во всех отношениях - тембр, техника, отделанность каждой ноты, мягкость, чистота и совершенство звука! И Оксана всё спела на таком высочайшем уровне, несмотря на то, что пела в этом зале впервые!
А 18 октября в концертном зале музея А.С. Пушкина на Мойке, 12 Оксана Лесничая и бас Илья Ушуллу под аккомпанемент Ольги Потехиной, сыгравшей также три вещи сольно, пели произведения Джулиана Лоуэнфельда, которые мне также на удивление понравились в плане музыки, и Джулиан, на мой взгляд, самый лучший современный композитор, его музыка потрясающе проникновенна и очень тонко соответствует стилю и колориту произведения. Оксана Лесничая исполнила романсы Джулиана на слова А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет», «Пред испанкой благородной», «Элегия» и песню Мэри из драмы «Пир во время чумы». В программу выступления Ильи Ушуллу вошли романс Джулиана на слова Барри Корноула, а также романсы на слова Пушкина «Конь», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Отцы пустынники и жены непорочны», а также Гимн в честь чумы (тоже на музыку Джулиана) а дуэтом Оксана и Илья исполнили «Вакхическую песню».
Оксана пела совершенно изумительно, демонстрировала просто исключительную отточенность владения голосом и потрясающую мягкость, ровность и тягучесть звука, даже несмотря на то, что исполняла эту программу впервые и, более того, по словам самого Джулиана, фактически читала с листа - у неё не было возможности эти произведения отрепетировать, в отличие от программы концерта 19 октября. Так же, как и на следующий день, длинные ноты просто замечательно таяли в конце фраз. В романсе «Пред испанкой благородной» звук был небесно светлым, не таким, как в Культурном центре Образцовой, однако таким же восхитительно связным, в частности, во фрагментах в виде вокализа, очень уместно добавленных к словам Пушкина композитором. А самое сильное впечатление на концерте 18 октября произвел всё-таки романс «Элегия» в исполнении Оксаны Лесничей – благодаря и музыке, и неописуемой красоте звука, и выразительности пения.
Один из моих самых любимых басов Илья Ушуллу тоже выступил просто исключительно удачно и даже понравился на этом концерте больше, чем когда-либо прежде. Илья пел таким густым и мягким и совершенно бездефектным звуком, таким парящим и одновременно обволакивающим и при этом наполненным и одинаково свободно льющимся во всех регистрах, а тембр теперь обрёл ещё большую чистоту и насыщенность красок по сравнению с предыдущими выступлениями. И как же прекрасно Илья звук контролировал, какое же потрясающее разнообразие динамических оттенков демонстрировал, и как же аккуратно, но и незажато все они звучали! Удивительно чарующе голос зависал, в том числе, на пиано! Это выступление Ильи тоже понравилось совершенно безумно стало и для меня знаковым событием.
За несколько дней до питерских концертов, 14 октября, в библиотеке Боголюбова состоялся невероятно яркий и интересный концерт трёх сопрано – Оксаны Лесничей, Ирины Моревой и Ирины Бикуловой, которым аккомпанировала замечательная пианистка Елена Савельева. Вот программа этого вокального вечера:
1. Чайковский "Колыбельная"
2. Рахманинов "К ней"
3. Римский-Корсаков "Нимфа"
4. Чайковский "Серенада"
Исп. О. Лесничая
5. Чайковский Ария Иоланты из оперы "Иоланта"
6. Чайковский "Средь шумного бала"
7. Чайковский "День ли царит"
Исп. Ирина Бикулова
8. Чайковский Ариозо Лизы из оперы "Пиковая дама"
9. Чайковский "Забыть так скоро"
10. Чайковский "Средь мрачных дней..."
Исп. И. Морева
11. Верди Ария Леоноры из оперы "Сила судьбы"
12. Свиридов "Зимняя дорога"
13. Власов "Фонтан"
Исп. И. Бикулова
14. Пуччини Ария Тоски их оперы "Тоска"
15. Чайковский Ариозо Кумы из оперы "Чародейка"
Исп. И. Морева
16. Чайковский "Уноси моё сердце..."
17. Делиб "Испанская песня"
Исп. О. Лесничая
Партия фортепьяно - Заслуженная артистка России Елена Савельева
Оксана Лесничая пела совершенно изумительно! Великолепный голос любимой певицы, как и обычно, был невероятно чистым, округлым, аккуратным, мягким и нежным. Оксана демонстрировала безупречные владение голосом и технику, восхитительное легато, исключительно насыщенное пианиссимо и удивительно отточенное диминуэндо в конце фраз. Чарующе окрашенный тембр во всех регистрах был просто божественным! И с какой лёгкостью и как непринуждённо волшебный голос Оксаны идёт наверх, как не может спеть фактически никто! В этот вечер у Оксаны Лесничей были такие точные и яркие, но при этом абсолютно не резкие верхние ноты! И такая тонко продуманная интонация, какое проникновенное пение! Как я был рад снова услышать в исполнении Оксаны «Болеро» Делиба, с этими потрясающими ходами наверх совершенно без «подъездов» и с необыкновенно темброво наполненной и уверенно прозвучавшей предельно высокой финальной вставной нотой, и при этом так эмоционально спетое! Как был рад услышать «Соловья», которого Оксана всегда поёт с невероятным совершенством звука и техники и ярчайшим чистейшим тембром! Как я рад был услышать Серенаду, Колыбельную и другие романсы, в которых певица показала замечательное владение пиано и так тонко продуманные и прочувствованные динамические и интонационные нюансы! Все произведения были исполнены просто на высочайшем уровне! Брависсима!
Ирина Морева тоже пела просто великолепно, просто превзошла все мои ожидания! Ирину отличают невероятно крепкий и плотно обволакивающий голос, такой мощный звук и при этом тоже безупречное владение голосом, сочетаемое с этой изумительной плотностью звука. Пение Ирины Моревой отличалось связностью звучания и просто исключительной ровностью голоса. И многообразие динамических оттенков просто неописуемое, динамический диапазон просто огромный, причём все оттенки звучат бездефектно. И тембр такой глубокий! Ещё раз Брависсима! Очень жаль, что моё любимое Паче в этот вечер пела не Ирина Морева.
И всё это состоялось именно 14 октября, ровно через два года после того, как Оксана Лесничая покорила моё сердце!
C 25 по 29 октября в Архиповском музыкальном салоне состоялся конкурс вокалистов Vox Artis Moscow, в котором Оксана Лесничая, как я уже писал, стала лауреатом второй премии. Я смог послушать небольшую часть первого тура и заключительный концерт лауреатов. В первом туре 25 октября Оксана Лесничая спела арию Лакме во всех отношениях совершенно изумительно! Голос Оксаны просто волшебный, слов нет, насколько прекрасный во всех отношениях! Звук одновременно неописуемо мягкий, чистый и округлый и при этом исключительно наполненный, в том числе, в самых верхних нотах, спетых всегда с удивительной лёгкостью и точностью и с таким совершенством звука, таким воздушным, небесным оттенком. Какое ровное пение и какое замечательное диминуэндо в конце фраз во всех регистрах! И пиано такое наполненное, и форте аккуратное! Любимая певица продемонстрировала безупречное владение голосом и замечательную тембровую окраску, такой оттенок тёплый, как я просто ни у кого не слышал. А какое пение связное, какое плавное легато! Всю арию я просто слушал и таял! Уже давно мне кажется, что самая коронная ария Оксаны Лесничей – это, пожалуй, именно Лакме. И Виолетта. Хотя многое другое, в частности, Болеро Елены, тоже звучало столь же замечательно.
29 октября состоялось награждение и концерт лауреатов конкурса Vox Artis Moscow, на котором Оксана Лесничая спела арию Шамаханской царицы таким исключительно мягким звуком такого неповторимого теплого тембра, насыщенным и нежно обволакивающим, продемонстрировав просто изумительную технику и ровность голоса, который переливания мелкими нотами удивительно легко и непринужденно и без малейших "порожков". Причём звучание по тембру было совсем по-новому относительно исполнения Оксаной Шамаханской царицы год назад. А во втором туре Оксана пела Лючию и Кунигунду, и слов нет, как же мне невероятно обидно было пропустить особенно Лючию, одну из моих любимых арий, которую Оксана, в отличие от тоже любимой Кунигунды, всего однажды прежде на моей памяти пела, и третий тур тоже мне пришлось пропустить из-за работы: оба тура были в очень неудобное для меня время - по рабочим дням в 12 часов.
1 ноября Оксана Лесничая приняла участие в концерте Михаила Казиника «Люди, эльфы, птицы» в концертном зале Мэрии Москвы на Новом Арбате, где спела романс «Соловей» Алябьева, как и всегда, таким мягким и совершенным и волшебно завораживающим одновременно лёгким и невесомым и насыщенным звуком звуком с потрясающей техникой! Как приятно послушать Оксану Лесничую даже в одном произведении!
Tags: Джулиан Лоуэнфельд, Елена Савельева, Илья Ушуллу, Ирина Бикулова, Ирина Морева, Конкурс Vox Artis Moscow, Музей-квартира Пушкина, Оксана Лесничая, Ольга Потехина, Санкт-Петербург
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments