Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2015. 12 июля. Восхождение на вершины Чатыр-дага: Эклизи-бурун и Ангар-бурун. Часть вторая

Journal Info

Name
Wolframmos

Продолжаю рассказ о моём историческом восхождении на обе вершины Чатыр-дага 12 июля 2015 года.
Первая часть фотоотчёта находится здесь.
Примерно в 14:00 я начал спускаться с вершины Эклизи-Бурун по тропе, проходящей фактически по середине верхнего плато и соединяющей Эклизи-бурун и Ангар-бурун. Вокруг открывались ещё более захватывающие виды верхнего плато, чем при подъёме на Эклизи-бурун от "Крепости".

На плато цвело невероятно много очень интересных полевых цветов.

А это вид на Эклизи-бурун приблизительно из геометрического центра верхнего плато.

А вот и цветы крымского эдельвейса - их можно найти только на Чатыр-даге и в Крымском природном заповеднике.

Продолжаю двигаться к Ангар-буруну. Самая нижняя точка тропы, соединяющей обе вершины - около 1350 метров, потом снова начинается пологий подъём.

А это своеобразный хребет, поднимающийся над верхним плато.

И ещё несколько видов вокруг тропы.

Здесь тропа проходит через заросли можжевельника.

Иду дальше уже по восточной части верхнего плато. Здесь, кстати, можжевельника даже больше, чем вокруг Эклизи-буруна.

Снова встретился крымский эдельвейс.

Судя по карте, по центральной тропинке можно выйти прямо на вершину Ангар-буруна, на я вышел к восточному обрыву верхнего плато Чатыр-дага чуть южнее, что было даже более интересно. Здесь, на высоте около 1405 метров, тропа, проходящая по плато, упиралась в тропу, идущую по кромке обрыва от "крепости" и далее на север, снова вниз - насколько я понимаю, в Холодный кулуар. А путь вверх, на Ангар-бурун, лежал чуть западнее, по бездорожью. Здесь не заметно никакой тропы, однако подниматься и ориентироваться очень несложно, так как трава конкретно здесь низкая, а на камнях нанесены метки. И я поднялся на Ангар-бурун, на высоту 1453 метра за считанные минуты.
Примерно так выглядел южный склон Ангар-буруна:

Периодически на склоне, помимо красных меток, встречались также небольшие туры из камней.
А вот и сама восточная вершина Чатыр-дага Ангар-бурун, отмеченная флагом:

И отсюда можно как нигде больше насладиться разнообразием многочисленных оттенков зелёного - на северо-запад открывается невероятно завораживающий вид на нижнее плато Чатыр-дага, частично поросшее лесом, и зелёный цвет там, как и на верхнем плато, тоже как никогда красивый. Ещё, как мне рассказали местные туристы, на нижнем плато на высоте порядка 1100 метров есть турбаза, в которой можно переночевать.

И, конечно, ни один фотоотчёт о Чатыр-даге, на мой взгляд, не должен остаться без вида на Эклизи-бурун с Ангар-буруна.

И ещё на Демирджи и село Лучистое - за склоном, поросшим можжевельником.

Через несколько минут я снова был в том месте на кромке обрыва, куда чуть ранее вышел, возвращаясь с Эклизи-буруна. Как я понял ещё до восхождения на Ангар-бурун, это была великолепная естественная смотровая площадка. Поэтому покажу также просто изумительные виды с неё.
Вот Демирджи (на одном снимке и Северная, и Южная) и село Лучистое. А ближе - лесной массив, в центре которого - Ангарский перевал и Большая поляна.

А вот Ангарский перевал поближе, при максимальном для моего замечательного зум-объектива фокусном расстоянии 50 мм. Теперь даже без увеличения фотографии можно заметить расположенную на троллейбусной остановке арку. Однако всё равно Ангарский перевал, расположенный на высоте 752 метра над уровнем моря, отсюда выглядит находящимся глубоко внизу и совсем маленьким, а я пешком поднялся оттуда, и мне предстояло ещё туда спуститься.

А это вид на Северную Демирджи и окружающие её скалы.

И вид на часть Южной Демирджи и Долины привидений и село Лучистое.

Начинаю спускаться от смотровой площадки сначала к объекту "Крепость". Спуск не очень крутой и очень приятный. За спиной остаются уходящие вверх и ставшие привычными чарующие виды Чатыр-даг-яйлы:

Внизу уже становится видна Алушта вместе с горой Кастель, а путь периодически отмечен турами из камней.

Здесь за несколькими невысокими хребтами на плато виднеется Эклизи-бурун.

А за просторами Чатыр-даг-яйлы снова виден Бабуган:

У очередного тура из камней снова оглядываемся назад:

Продолжаем приближаться к "Крепости" и к Алуште:

В 16:10 я дошёл до "Крепости", знаменующей собой выход с верхнего плато Чатыр-дага:

Виды с верхней части склона производят впечатление о крымских просторах, так как их здесь почти не загораживают части Чатыр-дага:

И вот снова Алушта, уже крупным планом:

В начале спуска по склону дорога ещё отмечена турами из камней, которые ближе ко входу в лес исчезают.

И здесь, на высоте 1200 метров, я наблюдал жука, ползущего поперек дороги, немного не такого, как я видел в Бахчисарае или Коктебеле.

Метров за 150 до "развилки со столбиком" тропа становится узкой, немного поросшей травой, несмотря на то, что хорошо читаемой. И, как ни странно, на этом участке пути спускаться легче всего (в сравнении с другими частями безлесного склона), так как где есть трава - там нет "сыпуна". После развилки (фото я опубликовал выше) к тропе с обеих сторон всё ближе подбираются более плотные заросли кустарников, а затем и лес.

Всю дорогу на Чатыр-даг и обратно до "Динозавра" я предполагал, что обратно пойду тем же путём, через Буковую поляну, чтобы, в частности, потренироваться преодолевать крутые спуски перед самым длинным и сложным запланированным спуском - с Южной Демирджи в Лучистое, однако уже непосредственно перед развилкой я решил, что интереснее всё-таки обратно пойти другим путём, более длинным и разнообразным, тем более, что на часах было ещё только 5 вечера. И я повернул к Сосновой поляне, точнее, пошёл прямо, несмотря на то, что стрелка на развилке указывала идти налево. Дорога плавно спускается вниз, и вскоре лес снова ненадолго расступается, что видно, в частности, и в Викимапии.

А на Сосновой поляне, в соответствии с её названием, в центре находится небольшая роща сосен, которых действительно в этом районе Крыма меньше, чем на территории Большой Ялты.

Стоит отметить, что на пути от "Динозавра" через Кутузовское озеро тоже встречается несколько развилок, на которых, спускаясь, нужно руководствоваться правилом "Наши повороты - НЕ на подъём" и следить за тем, чтобы путь проходил приблизительно в направлении следующего ориентира. Ничего сложного, начиная от "Динозавра", на спуске через озеро нет и в помине.
Тропа с Сосновой поляны выходит на широкую грунтовку чуть севернее обозначенной в Викимапии естественной смотровой площадки, с этого места видно дальнейшее продолжение спуска к Кутузовскому озеру (на следующем фото). Чтобы снова увидеть Южную Демирджи и Лучистое, а также на Алушту, нужно пройти буквально метров 20 на юг, там ещё установлены скамеечки, а потом вернуться и продолжить спуск на север.

Продолжаем спускаться, и всего через 200 метров от смотровой площадки вокруг дороги находятся две рощи гигантских секвойядендронов.

Пройдя между этими рощами, всего через 100 метров можно оказаться на юго-восточном берегу Кутузовского озера. Это действительно очень живописное место.

Если подойти к озеру вплотную, то дорога теряется, но, пройдя немного по берегу, можно увидеть небольшую поляну к востоку, обозначенную в Викимапии как "Турстоянка Кутузовское озеро".

Отсюда на восток уходит тропа, менее чем через 100 метров выходящая на ещё одну поляну. И с этой поляны начинается широкая грунтовка, ведущая через лес на север почти параллельно просеке с ЛЭП.

Вот ещё один вид начала этого участка маршрута, последняя небольшая поляна, уже третья по счёту от озера, где лес вокруг дороги немного расступается. Далее до самой поляны "Под ЛЭП" широкая дорога идёт по лесу, и по неё даже изредка ездят машины.

Весь путь от озера до поляны "Под ЛЭП" продолжается около 1,7 км. Когда дорога заходит в лес, то поперек неё много раз текут ручьи. Я насчитал 8 ручьёв. Самые полноводные из них перешагнуть достаточно сложно, но, несмотря на то, что мостиков через них нет, их нельзя назвать существенным препятствием, если их осторожно перешагивать в подходящем месте широкой дороги. А большинство из этих восьми ручьёв перешагиваются элементарно. Вся дорога от озера проходит на фактически неизменной высоте - около 860 метров.
В 18:28 я вернулся на развилку на поляне "Под ЛЭП", откуда и начал путь на Чатыр-даг через Буковую поляну.

От поляны "Под ЛЭП", как я уже говорил, вниз ведут несколько широких грунтовок. Самая правая, как можно увидеть в месте ответвления, уходит вниз достаточно круто, что хорошо видно в точке её ответвления, а вот средняя дорога, по которой я и поднимался, спускается равномерно, и идти по ней вниз очень приятно. Перед самым выходом к неработающему магазину на дороге мне встретились две кошки:

И в 18:40 я вышел на асфальтовую дорогу на Большой поляне.

А от Большой поляны уже рукой подать до Ангарского перевала - начальной точки маршрута (а одновременно и конечной).

Поскольку до окончания движения транспорта из Ялты в Алупку оставалось ещё достаточно много времени, то обратно я мог ехать на более медленном, но более дешёвом троллейбусе, который пришёл достаточно быстро. Чуть меньше чем за полтора часа я добрался до Ялты, а ещё через полчаса - и до Алупки. Впереди у меня были ещё четыре длинных горных маршрута, а также экскурсия по Крымскому природному заповеднику и посещение нескольких достопримечательностей на Южном берегу. Обо всём этом я обязательно расскажу, как только будет время. Продолжение следует...