Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым-2015. День 4-й. Коктебель и Карадаг.

Journal Info

Name
Wolframmos

Крым-2015. День 4-й. Коктебель и Карадаг.

8 июля, на следующий день после переезда из Севастополя в Судак, я решил осуществить давнюю мечту – побывать в Коктебеле. Поскольку именно Коктебель, наряду с Чатыр-дагом, я считал «гвоздями программы» второго крымского путешествия ещё с января, то в первый полный день пребывания в Судаке я решил поехать именно в соседний Коктебель. Однако сначала немного предыстории. Этот курортный посёлок сыграл огромную роль в становлении моей крымской мечты. И первые два месяца с момента возникновения у меня желания первый раз поехать в Крым я не сомневался, что остановлюсь именно в Коктебеле или где-нибудь поблизости. Дело в том, что после того, как я прочитал несколько статей о фестивале «Куриный Бог» в Коктебеле, который организовывала блистательная Алла Борисовна Басаргина, и несколько раз наткнулся на фотографии любимых певиц с этого фестиваля, то стал очень надеяться, что летом 2014 года такой фестиваль тоже состоится, и что в нём снова примут участие Оксана Лесничая и Людмила Кузьмина. И тогда я стал строить планы поездки в Крым и читать о крымских достопримечательностях. И как же я был рад тому, что, например, Карадаг или мыс Хамелеон, о которых я случайно слышал, находятся совсем рядом с Коктебелем, а значит, как я тогда думал, их очень легко будет посетить или увидеть! На руку мне сыграло и то, что я наивно думал, что от Коктебеля до Ялты можно доехать на общественном транспорте часа за два с половиной – я начинал мечтать, как я поеду в Ялту и за один-два дня осмотрю столицу Южного берега, соответственно, на самой заре крымской мечты я очень заинтересовался и южнобережными достопримечательностями. И мне так захотелось увидеть своими глазами Ай-Петри, Ласточкино гнездо, Солнечную тропу, Ливадию, Воронцовский парк, Никитский сад и многое другое, что когда я понял, что фестиваля не будет, то я решил всё равно в Крым поехать и остановиться на Южном берегу. Вот так мечту поехать в Крым зажгла во мне любовь к Музыке, более конкретно – к пению и творчеству Оксаны Лесничей и Людмилы Кузьминой – сегодня, в Международный день Музыки, я впервые публично рассказываю о подлинной истории моей крымской мечты. И поскольку сначала я собирался смотреть достопримечательности в первую очередь вокруг Коктебеля, то ещё до отъезда в Крым прошлым летом я придумал такое изречение: «Коктебель – крымской мечты колыбель». В середине июля прошлого года я ещё не сомневался, что в августе 2014-го в Коктебель заеду: жить я тогда надеялся в Алуште, а от Алушты до Судака и далее до Коктебеля, как мне тогда казалось, рукой подать. Когда самую дешёвую комнату я нашёл в Мисхоре, то сначала собирался переселиться на последние 2 дня в Феодосию, потом мне как-то не захотелось за 2 дня до отъезда срываться с места со всеми вещами, а ехать из Мисхора в Коктебель без ночёвки на общественном транспорте, как я тогда понял, миссия фактически невыполнимая, потому что транспорта, который может доехать без пересадок из Ялты и затем дальше Алушты по дороге вдоль берега, не существует. Поэтому в прошлом году с Коктебелем не сложилось. Всю зиму я очень страдал, что так и не побывал в Коктебеле и не увидел Карадага. И мечтал о том, как поеду туда летом 2015-го.
Мой план максимум был таков: взойти на гору Волошина (она же Кучук-Янышар), увидеть Карадаг с моря (что очень советовала ещё прошлым летом Алла Борисовна) и совершить пешеходную экскурсию на Карадаг. И, несмотря на серьёзные трудности и даже невезение с транспортом, за один день я этот план полностью выполнил. И несмотря на незапланированные финансовые затраты, поездкой в Коктебель был оооооочень доволен, мне местная природа понравилась совершенно безумно, не зря я так мечтал её увидеть. Но сначала о том, с какими приключениями я в Коктебель добирался. Как оказалось, в Коктебель из Судака (а не из Феодосии) ходит очень небольшое количество автобусов, утром в районе 8-9 часов два рейса, максимум три, а следующий только в 12. И сразу после приезда в Судак из Севастополя на автовокзале купил билет на автобус в 9:00, последний из трёх утренних. Когда приехал на автовокзал (примерно в 8:40), неожиданно выяснилось, что автобус сломался и в 9:00 рейса не будет, и даже притом, что это было уже известно, а предыдущий автобус через Коктебель в Феодосию ещё не отъехал, меня в него не пустили, сказали, мест нет, и стоя тоже не пустили, вообще не понимаю, как так можно, не знаю даже, каким словом это можно назвать. Кроме того, вообще, на мой взгляд, на автовокзале обязательно должен быть запасной автобус для таких случаев, когда следующий рейс только через 3 часа, а многим людям, купившим билет на отмененный рейс, просто необходимо или крайне желательно срочно уехать. Короче, автобусные перевозки в Судаке оставили крайне неприятное впечатление. Уехать на частнике получилось только в 9:10 – за 400 рублей с человека, втроём. Даже на машине из Судака в Коктебель ехали целых 40 минут. Однако дорога мне показалось одной из самых лучших в плане отсутствия трещин и неровностей из всех, где я в течение всего путешествия ездил, было видно, что её недавно отремонтировали. Обратно, поскольку я уже никак не успевал на последний автобус в 18:45, пришлось ехать на такси, уже одному, за тысячу. Но после того, как я восхитился Коктебелем, за сколько обратно ехать, мне уже было всё равно.
Путь начинается с автовокзала Судака, отсюда виден Таракташ - в переводе с крымско-татарского "Каменный гребень".

О другом Таракташе, расположенном на знаменитой Таракташской тропе в Ялтинском регионе, я расскажу о одном из следующих фотоотчётов, когда доберусь до фотографий с последнего похода по горному Крыму. На подъезде к Коктебелю с автодороги открывается вид на Карадаг как бы сзади, то есть с обратной стороны относительно моря. Например, очень хорошо видна гора Сюрю-кая, пожалуй, самая красивая из вершин, окружающих Коктебель. Сосны на переднем плане тоже, на мой взгляд, делают снимок ещё более интересным.

Ещё один вид с дороги Судак - Коктебель - Феодосия:

К счастью, как только я приехал на автостанцию Коктебеля, мне уже наоборот очень повезло: прямо сразу я нашёл именно такую экскурсию по Карадагу, какую хотел – чтобы в неё входили и морская прогулка, и пешеходный маршрут с экскурсоводом. Отплытие происходило от причала Волошина (небольшой пирс около памятника поэту) в 14:00, а обратный путь проходил уже по Карадагу пешком, точнее, как я позже понял, видимо, время отправления катера из Коктебеля было выбрано так, чтобы прибытие происходила незадолго до 15:00 – стандартного времени начала пешеходных экскурсий по Карадагскому заповеднику. Все остальные экскурсионные бюро, которые стояли на набережной и на пути к ней, предлагали максимум морскую прогулку до Биостанции и обратно, отправиться в этот же день на Карадаг пешком тогда было бы крайне проблематично, так как пришлось бы ещё добираться до Биостанции – единственной отправной точки карадагских экскурсий. Или можно было бы посмотреть на Карадаг с моря и сверху, но тогда не оставалось бы времени на тропу Волошина. Кстати, на том катере, на котором плыл я, экскурсовод морской прогулки тоже предлагал вернуться по морю тем участникам группы, кто не собирается идти в горы. А до отправления катера у меня было ровно 4 часа, чтобы взойти на гору Волошина, осмотреть и сфотографировать виды с вершины, спуститься с неё и добраться до причала. Сначала, естественно, дойдя до моря, я с многими остановками на фотографирование пошёл в направлении тропы Волошина. В моём альбоме на Яндекс.Фотках есть очень много фотографий Карадага с набережной и просто моря, их можно увидеть, например, на странице 2.
На всех пляжах до самого конца набережной и начала тропы было очень много народу, вообще, мне показалось, что берег в Коктебеле - одно из самых людных мест Крыма. На заднем плане - мыс Хамелеон, а ещё дальше - полуостров Киик-Атлама.

На следующей фотографии уже очень хорошо видна тропа Волошина (почти прямо по курсу). Если открыть оригинал фотографии, то можно увидеть основные ориентиры, по которым можно издалека узнать вершину - одинокий куст и триангулятор. Куст виден даже без увеличения.

Вот вид на входящий в состав Карадага хребет Кок-кая с пирса. Высочайшая точка - 310 метров.

Ещё один вид на Кок-кая. Чуть правее и дальше - гора Святая, самая высокая точка Карадага (577 м).

А вот панорама всего хребта Сюрю-кая, расположенного справа от горы Святой, если смотреть с набережной или пирса. Высота вершины Сюрю-кая - 507 м.

А здесь уже видны и Кок-кая, и Святая, и Сюрю-кая. Это уже вид из Кокткбеля всего Карадага целиком:

А вот виды туристско-оздоровительного комплекса "Приморье", расположенного на набережной по пути к горе Волошина.

Памятник Коктебельскому десанту:

Мыс Хамелеон. Вид с пляжа.

Чтобы взойти на гору Волошина, сначала нужно идти по набережной от поворота с улицы Десантников в сторону Феодосии чуть больше двух километров, а затем (см. следующее фото) подниматься по тропе Волошина, руководствуясь правилом: на первой развилке (она не видна на фото) налево, на второй развилке направо, и ориентироваться надо на расположенный на вершине и видимый издалека триангулятор (теперь, если очень приглядеться, виден даже без увеличения). Длина тропы – если верить Викимапии, около 1200 метров, высота вершины – 192 метра. В самом начале тропы, сразу после того, как кончается набережная, начинается крутой подъём, однако уже на высоте около 20 метров дорога становится более пологой. С нижней части склона горы видна ещё одна тропа, более узкая на на фото не видимая, которая через 250 метров от начала соединяется с основной Волошинской тропой и по которой можно обойти хорошо видимый на фото самый крутой участок. Поднимаясь, я думал, что при спуске воспользуюсь обходом, однако позже решил возвращаться тем же путём, потому что перед покорением более высоких вершин Южного берега хотел потренироваться в преодолении крутых спусков.

Со склона Кучук-Янышара почти сразу начинают открываться замечательные виды на весь Коктебель и Карадаг. Но самые лучшие виды, конечно, открываются с самой вершины.

А вот уже весь Коктебель как на ладони, вместе с хребтом Сюрю-кая:
А вот вид на мыс Хамелеон сверху, на мой взгляд, очень красиво.

А вот одна из интересных местных достопримечательностей - скамейка, вырубленная в скале. От скамейки до вершины уже совсем близко, буквально несколько шагов, но вершина находится за поворотом.

Вид с вершины горы Волошина в сторону Биюк-Янышара:

Вид чуть западнее:

Вид на Коктебель и Карадаг с вершины:

Дорога по гребню хребта:

Вершина и триангулятор. Могила Волошина - за спиной чуть левее.

Снова Биюк-Янышар:

И Коктебель и Сюрю-Кая уже крупным планом:

И Кок-кая и Святая с вершины:

Триангулятор на фоне всей панорамы:

И здесь, прямо на самой вершине, ползла божья коровка:

На вершине я пробыл 20 минут. Начинаю спускаться. Вот вид на каменную скамейку сбоку, на фоне всего пейзажа:

Начинаю спускаться:

Вид вверх приблизительно с середины тропы:

И вид вперёд вправо:

Прямо во время моего спуска с горы Волошина вокруг парили сразу несколько парапланеристов. Вот один из них и ещё один вдалеке:

Вот здесь сверху видна обходная тропа, о которой я говорил выше.

Спустившись на набережную, иду к Волошинскому причалу. На набережной вот такой фонтан:

А вот и сам памятник Максимилиану Волошину. От причала у памятника я отправился на катере к Карадагу.

Виды с моря на две стороны Коктебельского залива, с одной стороны - Хамелеон и Киик-Атлама, с другой - Кок-кая.

Сюрю-кая с моря:

И снова вид в сторону Феодосии:

Начинаем плыть вдоль Карадага. Это действительно безумно интересно! По словам экскурсовода, на прибрежных скалах гнездятся птицы-эндемики хохлатые бакланы. И белый налёт на камнях - это не отложение морской соли, а продукты жизнедеятельности этих бакланов. Однако белые прожилки на скалах, которые мы увидим ближе к биостанции - это будут уже нити горного хрусталя.

Во время морской прогулки экскурсовод рассказывал о каждой бухте, но, к сожалению, абсолютно всю информацию запомнить невозможно. Но, несомненно, найти информацию о бухтах можно. А вот первый запоминающийся ориентир вдоль берега - скала Чёртов палец, которую потом мы увидим также сверху:

Слева от Чёртова пальца - ущелье Гяур-Бах:

Вот ещё один известный ориентир - скала Маяк, высотой 378 м.

Совсем рядом с Маяком находится, пожалуй, главный символ Коктебеля и Карадага - скала "Золотые ворота". Её мы тоже позже увидим сверху.

Если я ничего не путаю, эти скалы называются Семь гномов. А в целом хребет западнее Золотых ворот называется Кара-гач.

А это знаменитый Иван-Разбойник.

Постепенно подплываем к Биостанции.

Здесь начинается третий этап коктебельского путешествия - уже экскурсия по горам Карадага, вохвращение в Коктебель пешком. Длина тропы - 8 км, на ней предусмотрено около 16 остановок, во время которых экскурсовод рассказывает об окружающих скалах и особенностях природы. Сначала предусмотрена краткая экскурсия по Музею природы в Биостанции, а потом, около 15:00, с интервалом в несколько минут на экологическую тропу уходят несколько экскурсионных групп по 15-20 человек, которые фрмируются уже на выходе из музея.
В начале тропы на плакате изображена карта Карадага и экскурсионного маршрута:

Сначала поднимаемся по сткуенькам длинной лестницы, а чуть позже идём в широкой долине между гор.

Здесь ещё в одном ракурсе виден хребет Сюрю-кая:

Где-то здесь, в начале туристического маршрута, экскурсовод рассказал нам о цикадах и даже взял одну цикаду в руку - их было немеренно много! И они пели везде - на горе Волошина, на Карадаге, в Райской долине! А на тропинках было очень много дырок в земле, как в муравейниках, только побольше и они были по одной на расстоянии несколько метров друг от друга - через эти дырки цикады, вылупившись из куколки, выходили из земли, где проходили превращение. Такие дырки в земле были даже на тропинке в Райской долине! И экскурсовод показывал нам также лежащую оболочку куколки, из которой вылупилась цикада, и показывал нам мёртвую цикаду, умершую после откладывания яиц (но на фотографии, естественно, изображена живая, сидящая на камнях). Экскурсовод сказал, что на Ай-Петри тоже много цикад, но ни в Ялтинском, ни в Алуштинском регионе я их не видел и вроде не слышал.

Затем, после остановки на поляне со скамейками, начинается самый сложный участой экскурсии - длинный крутой подъём. Сначала он проходит лесу, где подниматься легче, так как можно браться за деревья, но далее следует самый сложный участок - подъём по безлесному каменистому склону, почти столь же крутому, как на Мисхорке, на том участке, где я прошлым летом ненароком срезал. Я старался подниматься не останавливаясь, потому что понял, что если на крутом склоне остановиться, то можно испугаться. То же самое мне говорил турист, который на следующий день вывел меня из Райской долины. Подъём заканчивается на небольшой ровной площадке около скалы очень интересной формы, не помню, к сожалению, как она называется.

Теперь идём почти вдоль обрыва, постепенно продвигаясь к Золотым воротам.

Теперь мы немного спустились в ущелье Чёртов Камин и наблюдаем сверху Золотые ворота, пожалуй, скалу самой интересной формы во всём Крыму.

А вот это, похоже, Мёртвый город, то есть он просто так называется, притом, что на территории Карадага никогда не было города.

И здесь, на очередной смотровой площадке, находится скала Пряничный конь. Раньше туристы залазили на коня и на нём фотографировались, но теперь экскурсоводы им это категорически запрещают, так как голова коня почти отвалилась, между его "головой" и "туловищем" проходит очень глубокая трещина.

И приблизительно тут произошло удивительное событие, во многом показавшее, что мир тесен. Именно здесь, на Карадаге, в тех местах, которые я собирался посетить на самой заре крымской мечты, изначально трансформировавшейся из мечты услвшать любимых вокалистов, а в первую очередь Оксану Лесничую, я совершенно случайно встретил администратора Костромской Филармонии, учреждения, в котором состоялся самый лучший концерт в моей жизни - как раз сольная программа Оксаны Петровны. Я мог и не узнать, что прошёл по экологической тропе Карадага в одной экскурсионной группе с Мариной Николаевной, просто совершенно случайно я услышал, как мальчик в составе группы говорит, если я правильно помню, что в горах давление выше, и решил объяснить ему, что в горах, наоборот, давление ниже, и мы с ним разговорились, он сказал, что он из Костромы, и тут я уже не мог его не спросить, что он знает о Костромской филармонии, и, к моему величайшему удивлению, он сказал, что именно в Филармонии работает его бабушка, Марина Николаевна, которая тоже идёт в составе экскурсии. Сама администратор не была на том незабываемом концерте 27 октября, так как ездила в командировку, как она часто ездит с музыкантами Фмлармонии в районы Костромской области, но она была на следующем выступлении Оксаны Лесничей в Костроме 7 ноября, на котором я не смог быть.
Возвращаемся к видам Карадага, доходим до последней на экскурсионном маршруте смотровой площадки, рядом с уже упомянутой скалой Чёртов палец, а вдалеке, за хребтом Кок-кая, уже виднеется Коктебель.

В этом месте экскурсия по Карадагу заканчивается. Поскольку туристы спускаются уже самостоятельно, экскурсрвод инструктирует членов группы, как надо спускаться: по широкой дороге можно в сторону Коктебеля, а можно в сторону Биостанции, и спуск в любой посёлок, по его словам, займёт примерно одинаковое время - 30-40 минут, однако, несмотря на то, что я спучкался достаточно быстро, до Коктебеля я дошёл минут за 40 или 45. Экскурсовод очень попросил туристов не торопиться на спуске, сказал, что лучше прийти на 10 минут позже, чем получить травму, и что меджду бетонными плитами песок, как туристы говорят, сыпун, и там можно упасть. Но я, спускаясь, внимательно смотрел, чтобы ступать на бетон, а не на сыпун. Спуск выглядит приблизительно так:

А это вид на Карадаг со спуска, уже на подходе к Коктебелю:

И здесь я видел точно такого же жука, как в Бахчисарае. Ему повезло чуть больше: здесь машины не ездят. И двум туристам, возвращающимся с экскурсии метрах в двадцати позади меня, я сказал: "Не наступите на жука!". Они сказали: "Хорошо!"

Вот граница Карадагского заповедника. Вход вне экскурсионной группы запрещён.

Вскоре я дошёл до Коктебеля и пошёл на автостанцию, где сел на такси и поехал в Судак. Продолжение следует...