Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым. Лето 2014. День 2-й. Ласточкино гнездо и Южный берег до Алушты - вид с моря

Journal Info

Name
Wolframmos

На второй полный день крымского путешествия я ставил планы совершенно грандиозные: пройти по Царской тропе, затем спуститься к Ласточкиному гнезду, вернуться от Гнезда на тропу, дойти по ней до Ливадии, посмотреть Ливадийский парк и оттуда доехать до Алупки, чтобы посмотреть Воронцовский парк. Тем более, что касса открытой уличной экспозиции со львами открыта до 19:30, а сами львы - до 20:15. Однако почти каждый уголок парка требует внимательного осмотра, и везде есть великолепные виды, достойные того, чтобы их осмотреть, не торопясь. А чтобы обойти тот или иной парк, требуется 2-3 часа минимум, а если много фотографировать - и того больше. Кроме того, мне очень хотелось в Крыму не торопиться. Поэтому совершенно закономерно и правильно, на мой взгляд, что я потратил фактически по целому дню на осмотр Ливадии и Алупки, естественно, каждый раз в дополнении с чем-то ещё - с пешей прогулкой по Севастопольскому шоссе или выходом на пляж, даже двумя выходами. От Ласточкиного гнезда на тропу я не вернулся: путь от тропы до замка оказался более долгим, чем я ожидал, хотя интересным, и мне очень захотелось поплыть на теплоходе, когда я узнал, что многочисленные экскурсионные группы, привезённые к Ласточкиному гнезду, собирались после его осмотра пойти на теплоход (в Алупку за 250 рублей). Первая мысль у меня была поплыть как раз в Алупку, в которую часто отходили корабли и куда собиралась экскурсионная группа, у экскурсовода которой я узнавал информацию, и посмотреть Воронцовский парк и львов - тогда уже без Ливадии (имеется в виду, естественно, конкретно во второй день), но когда я увидел, что до фактически за те же деньги (300 рублей) можно доплыть не до Алупки, до которой и плыть-то всего ничего, километров восемь, не больше, а до Алушты, которая почти на порядок дальше, я решил дождаться единственного теплохода до Алушты и плыть туда. Тем более, что я к тому времени уже понял, что около Гнезда можно с интересом провести время. И тогда я убиваю сразу двух зайцев: осматриваю берег с моря до самой Алушты и посещаю саму Алушту, смотрю тамошние сравнительно немногие, в сравнении с Ялтой, достопримечательности - ведь в Алуште мне тоже очень побывать хотелось не только проездом, а увидеть как можно больше видов берега Крыма с моря я мечтал ещё больше. Но обо всём по порядку. Как пройти на Солнечную тропу (она же Царская), я узнал у хозяйки. Поворот на тропу с Севастопольского шоссе очень неприметный, если идти или ехать в направлении центра Ялты, то через несколько десятков метров после остановки "Санаторий Розы Люксембург" по правую сторону сразу по окончании ограды этого санатория от шоссе под гору отходит тропа. То есть она действительно ровная, без перепадов высот, как и обычно пишут о ней в интернете, но несколько лестничных пролётов ближе к Ливадии на ней всё-таки есть. И от шоссе в Гаспре тропа буквально метров 20 под гору идёт, и то спуск не очень крутой, а потом выравнивается. Считается, что начало тропы в Ливадийском парке, о чём там стоит каменный знак, а конец - в Гаспре, но поскольку я шёл оба раза по тропе из Гаспры, то буду называть началом именно юго-западный конец тропы. До санатория Розы Люксембург можно доехать на автобусе (4 остановки), но я, уже тогда понимая, что в Крыму буквально на каждом шагу открываются красивые виды, решил пойти пешком, и хозяйка утром сказала, что я решил правильно.
Все фотографии от второго дня можно посмотреть на Яндекс.Фотках в альбомах:
Дорога к Ласточкиному гнезду (часть Севастопольского шоссе и спуск с Солнечной тропы)
Солнечная тропа (позже планирую туда добавить фотографии от 8-го дня)
Ласточкино гнездо и окрестные виды
Виды берега с моря (более 300 кадров)
Алушта
Розы конкретно около Ласточкиного гнезда (и не только) - на этой странице;
По дороге к санаторию Розы Люксембург по Севастопольскому шоссе, помимо обычных для Южного берега прекрасных видов с кипарисами, меня очень восхитили виды моря за уходящим вниз субтропическим лесом.
На некоторых деревьях наблюдал вот такие интересные листья, цветы и плоды. Буду очень признателен, если кто-нибудь мне сообщит, как это дерево называется.
Как я уже писал, почти с любого открытого места на территории Ялтинского городского округа открывается без преувеличения потрясающий вид на символ Ялты и всего Южного берега - гору Ай-Петри, самую известную гору Крыма. О восхождении на Ай-Петри, которое состоялось на следующий день, 1 августа, я подробно расскажу в следующем посте, а пока фотографии с Севастопольского шоссе. Точнее, второй снимок сделан с дороги, спускающейся от шоссе вниз, я специально отошёл по ней от шоссе метров на 50 в поисках лучшего вида на Ай-Петри и потом, сделав фотографию, на шоссе вернулся.

На всех фотографиях Ай-Петри небольшой прямоугольный треугольник правее самой высокой вершины - это станция канатной дороги. Ещё правее от главного гребня, остающегося почти горизонтальным при наблюдении из Мисхора, отходит другой гребень, который становится всё ниже и ниже, и он покрыт лесом. Мне кажется, поднимался я именно по нему. Я буду безмерно благодарен, если хотя бы на одной из фотографий знающие люди мне покажут Воронью скалу - ведь мне кажется, что она где-то там, на нижнем гребне справа. В Алупке, глядя живьём на Ай-Петри, которая там выглядит несколько по-другому, я спросил людей, как мне показалось, посвящённых, где на гребне видна Воронья скала, и получил ответ, что её из Алупки не видно, она правее того, что видно. Но фотографии из Алупки будут позже, в отчёте за пятый день.
На Солнечной тропе гулять тоже очень приятно, вот несколько видов первых её полутора километров (считая от Гаспры):

О знаках-ориентирах на Солнечной тропе я в Интернете читал, но на пройденном во второй день участке мне встретился только один знак, забегая вперёд, скажу, что ближе к Ливадии их стало больше.
К Солнечной тропе я ещё вернусь при рассказе о восьмом дне, когда я прошёл её всю целиком. Но тогда солнце часто скрывалось за облаками, а в первые четыре дня погода была ясная, и поэтому тропа была действительно солнечной. Естественно, я искал место, где можно спуститься с тропы к Ласточкиному гнезду. В принципе, формально правильнее было бы не заходить на тропу, отложив её целиком для другого маршрута, а пройти по Севастопольскому шоссе ещё чуть дальше от ответвления тропы (меньше одной остановки), где от него отходит дорога в сторону Гнезда, которая сначала относительно прямая, а потом, спускаясь вниз серпантином, соединяется с нижним Алупкинским шоссе в районе остановки "Ласточкино гнездо", куда, естественно, ходит транспорт (автобус 102) из Алупкинского парка через Мисхорскую автостанцию и далее, после Гнезда, по направлению то ли к центру Ялты, то ли к автовокзалу, точно не знаю. Но, пройдя вместо как бы самой простой дороги часть тропы и потом спустившись по необорудованному спуску, я посмотрел многие виды, какие не увидел бы с дороги, и такая прогулка, пожалуй, даже интереснее. "Правильный" путь можно увидеть на Яндекс.Карте, где при достаточно большом масштабе подписаны все остановки, ссылку давать не буду, потому что, мне кажется, найти на картах Ялту и конкретно Гаспру несложно.
Тропа пересекает дорогу на Гнездо по тоннелю, который изображён на этой фотографии и также заметен на одном из предыдущих снимков. Вскоре после тоннеля я встретил супружескую пару из местных (переехавших в Крым жить 7 лет назад), совершающую прогулку по тропе, сначала спросил их, правильно ли, что это Солнечная тропа, потому что я не был в этом уверен ввиду относительно крутого и неприметного спуска с шоссе, они сказали, что да, это Солнечная тропа. Потом я спросил, как пройти к Ласточкиному гнезду. Они сказали: "Идите за нами, мы покажем тропинку". Вскоре после знака "Вы прошли 5561 или 1150 метров" (см. фото выше) супруги мне показали очень неприметную тропинку, которая очень круто уходила вниз. Я не рискнул идти по настолько крутому спуску и пошёл назад в поисках спуска более пологого. И он нашёлся буквально метров через 200, если не раньше. Сначала это была широкая тропа, потом, на развилке, я решил повернуть направо, на более узкую, потому что широкая, как мне казалась, шла всё-таки больше не вниз, а параллельно берегу.
С тропинки сначала открывались вот такие виды на море и лес на берегу, но потом она выходит из леса. Севастопольское шоссе остаётся высоко вверху, и на нём видна небольшая ротонда (см. следующее фото).
На спуске чуть позже появились камни, как мне сначала показалось, упорядоченные. Я предположил, что это остатки римской крепости, которая, как я читал, когда-то располагалась в районе нынешнего Ласточкиного гнезда, но сейчас мне кажется, что подобным же образом скальные породы разбиваются на слои и естественным образом, что можно наблюдать, например, на Севастопольском шоссе около храма Михаила Архангела, о котором речь пойдёт в отчёте за четвёртый день.
DSC05436.jpg На самом подходе к дороге спуск стал очень крутым, несмотря на то, что камни образовывали своеобразные ступеньки неправильной формы. Очень медленно и осторожно на дорогу я спустился чуть выше верхней петли серпантина, которую можно найти, например, на Яндекс.Карте. Приложу ещё снятый совсем рядом пейзаж с деревьями, который не могу вниманием обойти, так как мне он очень нравится.

С дороги уже был виден мыс с Ласточкиным гнездом, вместе с расположенными ближе зарослями:

Однако чем ближе мы подходим к Ласточкиному гнезду, тем лучше видна возвышающаяся над лесом гора Ай-Петри.

По пути к замку спускающаяся к берегу дорога дважды пересекает овраг по мостам (второе фото - это вид верхнего моста с нижнего):

Как говорили продавцы палаток с сувенирами, все эти петли серпантина можно срезать, под мостами есть тропинка. Но я эту тропинку не видел и тем более не ходил по ней. Затем, уже от самого замка, мосты вдалеке хорошо видны - нижний и верхний, вписываясь о захватывающий в целом пейзаж:

Чтобы подойти к Ласточкиному гнезду, надо спуститься с Алупкинского шоссе по длинной лестнице почти до уровня моря, миновав сначала небольшую смотровую площадку на противоположной стороне оврага, на которой все фотографируются, а потом, сравнительно низко, над пляжем санатория "Жемчужина" (на который посторонним попасть вроде нельзя) проходтит мост, и с него можно либо спуститься на причал, либо снова подняться на 40-метровую скалу, где расположен замок. Около Ласточкиного гнезда, как и в начале спуска с Алупкинского шоссе, очень много палаток с сувенирами, есть палатки с выпечкой по относительно невысокой цене, но полноценных столовых нет. В самом замке и в соседнем здании расположен художественный музей, но я не пошёл туда, потому что картины можно посмотреть и за пределами Крыма, и не хотелось покупать билет ради таких маленьких площадей - ведь помещения внутри замка совсем небольшие. Над замком расположена смотровая площадка, на которую можно бесплатно попасть по узкой крутой лестнице. На площадке и у замка на штативе стоят большие бинокли, в которые можно посмотреть вдаль (в частности, на часть центра и на противоположные, восточные районы Ялты), но только платно, и по цене, на мой взгляд, для такой услуги слишком высокой - 50 рублей за 5 минут. Мне кажется, просмотр в бинокль должен стоить максимум рублей 20, а лучше и того меньше. Но, тем не менее, многие люди с интересом в бинокль смотрели. Я тоже смотрел, мне, в принципе, понравилось. Днём позже я видел аналогичные платные бинокли около станции канатной дороги на Ай-Петри, но тогда я уже не успевал в них посмотреть, даже если бы хотел, потому что канатная дорога уже собиралась закрыться в 18:00. В принцпие, интересно было бы увидеть, например, дом моей хозяйки в Мисхоре или то же Ласточкино Гнездо, но это всё не самое желанное, что хотелось бы взять от пешего путешествия на Ай-Петри. И ведь я брал из Москвы мой большой бинокль, купленный когда-то за целых 4 тысячи, но так ни разу им и не воспользовался, кроме того, что в первую ночь в поезде пытался в него смотреть на звёзды. А они, естественно, прыгали и плясали, потому что невозможно смотреть строго на одно маленькое поле зрения в движущемся транспорте, оно постоянно будет колебаться. А просто гулять с биноклем не получилось - он не помещался в фотосумку, в которой надо было разместить фотоаппарат, объективы и обязательно воду.
Теперь выложу самые интересные, на мой взгляд, фотографии Ласточкиного гнезда:

Мне ещё очень понравился этот мыс, расположенный на противоположной стороне оврага. А по лестнице можно спуститься от замка к причалу. На мысе видно здание санатория "Парус", но, на мой взгляд, оно только портит вид и расположено здесь, можно сказать, как вставной зуб. На меня произвела впечатление также торчащая из воды скала как продолжение мыса. А за ней - берег восточных районов Ялты, в частности, знаменитая Медведь-гора (Аю-Даг).
Это скальные породы мыса крупным планом, можно посмотреть, на какие слои они делятся.
А вот вид от замка торговых палаток, мостов и Ай-Петри.
Как я уже сказал, на причале Ласточкиного гнезда я сел на корабль до Алушты. Мы останавливались на причалах "Ялта", "Никитский сад", "Гурзуф", "Партенит" и "Профессорский уголок". Всего на морской прогулке я сделал более 300 фотографий, ссылка на альбом со всеми с ними находится в начале поста, поэтому размещаю здесь лишь некоторые избранные. Вообще, за второй день я сделал больше фотографий, чем за любой другой день путешествия, и единственный раз в Крыму в течение дня полностью израсходовал аккумулятор фотоаппарата, хотя когда он кончился, я уже уезжал из Алушты.

Набережная Ялты. Вид с причалившего теплохода "Константин Станюкович"

Продолжаем дальше плыть в Алушту:

Скалы в Гурзуфе. На вершине одной из них - российский флаг.

Медведь-гора. Вид вблизи.
Дальше плывём мимо Партенита:

Около 19:15, после почти трёх часов плавания, с долгой остановкой в Ялте, мы прибыли в Алушту. Мне кажется, до заката солнца я успел посмотреть в этом городе всё самое интересное. Я даже успел прогуляться по набережной, и когда в аккумуляторе фотоаппарата оставались считанные проценты заряда, сделал несколько снимков видов в центре города:

Один из немногих в Крыму работающих фонтанов:
Византийская крепость Алустон VI века. Точнее, от крепости сохранилась одна башня и часть стены. Об архитектуре древних крымских сооружений я скажу ещё, когда речь пойдёт о Херсонесе.
Местные жители используют остатки крепостной стены полуторатысячелетней давности как основание для забора своего участка. На мой взгляд, кощунство, конечно.
Найдя и осмотрев крепость, стал искать, чем уехать в Ялту. Местные мне подсказывали, что нужно искать автовокзал или троллейбусное кольцо. На расположенном почти рядом с крепостью кольце оказалось, что оттуда в Ялту ничего не ходит - надо идти или ехать две остановки до автовокзала, где нужно сесть на троллейбус из Симферополя, так как троллейбуса Алушта - Ялта нет, только Симферополь - Ялта. Естественно, я пошёл на автовокзал пешком. И даже там по пути мне встретились немало красивых крымских видов.
А около небольшой речки росли вот такие прекрасные розы:
Розы цвели также у Ласточкиного гнезда, я просто не стал их выкладывать, потому что и так очень много информации от второго дня, но в альбоме цветов все фотки можно посмотреть. Но три фотографии всё-таки выложу. Уж очень эти розы мне нравятся.

На алуштинском автовокзале я ждал троллейбуса минут 15. Билет можно купить в кассе на троллейбусной станции, но у водителя тоже можно, насколько я понял. Когда я приехал на ялтинский автовокзал около 21:40 (время в пути минут 45 или 50), то поседний автобус 115 (он же 26, многие маршруты недавно перенумерованы были), едущий в Мисхор, в 21:30 уже ушёл. Но я уже знал, спросив водителя в первый день, что автобус 122 (он же 47) от центра Ялты уходит в последний рейс в 22:00. Поэтому, чтобы не связываться с услугами таксистов, от предложений которых на автовокзале мне и в этот вечер пришлось отбиваться, я сел на маршрутку до центра Ялты (междугородние троллейбусы идут только до автовокзала, не до центра Ялты). Последний автобус стоял уже переполненный, несмотря на то, что отправляться ему предстояло более чем через 10 минут. Я еле втиснулся, доехал до Мисхора, успел даже в магазин за 15 минут до его закрытия в 23:00 и, вернувшись домой, после полуночи отправил в фейсбук поздравления с днём рождения одной из моих самых любимых певиц Елене Терентьевой, с сентября 2016 года вновь ставшей моей самой любимой певицей. А как я пешим восхождением на Ай-Петри отмечал День рождения Елены - это будет тема моего следующего рассказа, который я очень надеюсь опубликовать уже через несколько часов. Надеюсь, это будет просто безумно интересно - с самого того дня я просто с нетерпением жду, того, как буду писать отчёт об Ай-Петри.