?

Log in

No account? Create an account

Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Любимая "Норма" с Эльвирой Хохловой в заглавной партии

Journal Info

Name
Wolframmos

Любимая "Норма" с Эльвирой Хохловой в заглавной партии

Previous Entry Share Next Entry
Пятничного исполнения "Нормы", безумно любимой "Нормы" я, естественно, ждал с нетерпением. До такой степени, что мечту о новой "Норме" даже не совсем затмила мечта услышать Оксану Лесничую в Костроме и увидеть Ярославль. Это была моя девятая "Норма", и если в прошлый раз меня приятно удивило то, что я уже теперь в самой любимой опере во многих случаях знаю, какая будет следующая фраза, то теперь в моё представление о последовательности сцен и отдельных фраз можно было внести некоторые уточнения, насчёт тех моментов, которые я, как оказалось, ещё не помнил. Как я уже, мне кажется, говорил, "Норма" мне нравится настолько безумно благодаря этому невероятному сочетанию белькантовой лёгкости и красоты музыки с её удивительными проникновенностью, наполненностью чувствами и драматизмом. У Верди, которого я тоже очень люблю, тоже есть как бы лёгкие фрагменты, но в целом звук представляется более тяжёлым, что в некоторых случаях как бы затрудняет полёт эмоций. Я не говорю, что Верди хуже, нет, его произведения тоже прекрасно позволяют вокалистам раскрыть свой талант и растрогать слушателей, но просто "Норма" - это явление в мировой классической музыке уникальное. Несмотря на то, что в том числе и в этот раз нашлись люди, которые, выходя из театра, говорили, что "Норма" гораздо менее интересна, чем творчество Верди. В "Норме", как я вчера особенно обратил внимание, есть и лёгкие, "летящие" в плане музыки фрагменты, в некоторой степени напоминающие ту же "Сомнамбулу", но здесь, дополненные сильнейшим драматизмом и пронизанные чувствами сами по себе, они впечатляют ещё сильнее. "Норма" удивительно захватывает с первого звука и с первого прослушивания. С тех пор, как 13 декабря 2009 года я впервые услышал эту великую оперу, я её просто обожаю, и каждое следующее прослушивание во всех отношениях ещё подтверждало такое мнение. Да, были в моей любви к "Норме" и тяжёлые времена, когда я больше года её не мог услышать, но потом, когда я летом прошлого года услышал две "Нормы", по исполнению самые лучшие по сравнению с тем, как прежде, я окончательно понял, что именно "Норма" - единственная моя самая-самая любимая опера. До этого мне казалось, что любимая  наряду с "Травиатой", но, честно говоря, всегда я больше всего хотел на "Норму" и всегда больше всего восторгался "Нормой". И от финальных сцен"Нормы" я всегда испытывал и испытываю просто сильнейшие чувства, фактически и с чем не сравнимые! И только Новая Опера (за что я всегда был любимому театру очень благодарен) уделяла должное внимание исполнению на концертах отдельных фрагментов "Нормы", таких, как второй дуэт Нормы и Адальжизы и заключительная ария. Нигде на концертах, кроме "Новой Оперы", я не слышал отдельно никаких фрагментов из "Нормы", кроме увертюры и каватины. Поэтому мне особенно жаль, что теперь так редко на сцене любимого театра стали давать концерты "Десять сопрано" и "Всё это - опера".
Оркестр под управлением Евгения Самойлова очень хорошо справился со своей очень сложной, как всегда бывает в "Норме", задачей - точно и с нужной силой звука аккомпанировать солистам и исполнить многочисленные симфонические фрагменты, в этот раз фактически нигде не было такого, кроме, может быть, самой первой сцены, чтобы оркестр играл слишком громко, хор понравился, но звучал, может быть, чуть более вяло, чем в прошлый-позапрошлый раз.
В этот раз особенно хороша была великолепная Эльвира Хохлова, которая мне понравилась больше, чем когда-либо. Певица продемонстрировала замечательную кантилену, удивительную тягучесть совершенного, не писклявого, чистого и мелодичного голоса и прекрасную колоратурную технику, в частности, в кабалетте, и всё было спето удивительно прочувствованно, в частности, неописуемо проникновенная финальная ария. Тембр у Хохловой был просто как никогда тёплый, чарующий и даже весьма звонкий, и, главное, в этот раз и плотность, и объём звука всегда соответствовали исполняемой партии и отдельным её фрагментам. Брависсима!!! Такой замечательной Нормы Москва ещё не слышала на моей памяти. Однако я не исключаю (нисколько не умаляя достоинств изумительной Эльвиры Хохловой), что настолько точно оценить её пение мне помогла ... Оксана Лесничая. Тем, что оставила такие сильные впечатления потрясающим концертом в Костроме и благодаря нему позволила ещё более тонко охарактеризовать её голос. Просто у Эльвиры Хохловой хоть и по тембру ничего общего нет с Оксаной Лесничей и по манере звукоизвлечения фактически тоже, но по звчанию длинных нот эти две певицы чем-то похожи... И внимательно послушав одну из них, можно найти больше достоинств в пении другой. Но, вне зависимости от предыстории, мне сразу захотелось взять у Эльвиры Хохловой автограф и живьём изложить все восторги от исполнения заглавной партии в моей самой-самой любимой опере. Но это пока остаётся мечтой...
О Поллионе Александра Богданова я могу сказать фактически то же самое, что и в марте. Скомканная первая сцена с тусклым и жёстким звуком, особенно в нижнем регистре, и более успешно спетое всё остальное. Конечно, мягкости и тягучести голоса до самого конца не хватало, но всё, кроме первой сцены, получилось хоть и иногда плосковатым звуком, но стабильно, без провалов и по сравнению с герцогом почти двухлетней давности - вообще удачно.
Вот уже второй раз подряд сработало правило, которое я где-то прочитал несколько лет назад: в "Норме" обычно бывает либо серая Норма и прекрасная Адальжиза, либо наоборот. Сначала Галина Бадиковская в своём первом ариозо нормально звук контролировала и пела стабильно и относительно ровно, и голос нормально тянулся, я даже подумал, что это будет лучшее её выступление за последние два года на моей памяти, хотя тембр всё-таки не совсем подходил для партии высокого меццо. Но вскоре начались спады, которых было слишком много. Иногда появлялся этот привычный для Бадиковской в некоторой степени стеклянный звук. В речитативах, даже тех, где были достаточно долгие ноты, всё получалось относительно хорошо, но длинные фразы звучали очень слабо, особенно в конце. Сначала я не мог понять, в чём дело, но потом разобрался - это просто дыхания не хватает. Очень тускло получались особенно быстрые фразы, в частности, в дуэтах были моменты, когда было слышно только фактически Хохлову, а Бадиковскую - еле-еле. Но с Адальжизой все недостатки поправимы - в любимом театре есть немало прекрасных исполнительниц этой партии. Оровезо (Виталий Ефанов) сначала звучал чуть вяло, потом, к последним двум картинам прибавил. Как и всегда, огромное спасибо Новой Опере за "Норму"! Её послушать было безумно интересно, несмотря ни на какие недостатки у некоторых солистов!
Powered by LiveJournal.com