Wolframmos (wolframmos) wrote,
Wolframmos
wolframmos

Поход Генеральское - Таш-хабах з. - Орта-Сырт-яйла - Партизанская поляна - Малиновый ручей 9.10, ч.1

Начинаю фотоотчёт о крымском горном походе из села Генеральского через перевал Таш-Хабах Западный на Орта-Сырт-яйлу и далее по Партизанской тропе через Мокроусовские скалы и затем вдоль реки Бурульчи со спуском по тропе вдоль Малинового ручья в село Перевальное 9 октября 2019 года. В этот день я впервые посетил Орта-Сырт-яйлу - последнюю крымскую яйлу, на которой я к началу этого похода ещё не бывал, и после этого прошёл по очень интересной Партизанской тропе. В первой части я расскажу о подъёме на перевал Таш-хабах западный из Генеральского и дальнейшем переходе на Орта-сырт-яйлу до выхода на восточную её кромку после пересечения южных районов яйлы.

Карта моего похода 9 октября.

Цифрами обозначены ориентиры:

1 - село Генеральское, автобусная остановка, начальная точка похода
2 - перевал Таш-Хабах западный, 1050 м над уровнем моря
3 - скальный мыс на восточной кромке Орта-Сырт-яйлы, естественная смотровая площадка с видом на долину реки Суат и западную кромку Караби-яйлы
4 - памятник Партизанскому аэродрому на Орта-Сырт-яйле
5 - памятник партизанам первой бригады Северного соединения 2-го и 18-го отрядам (стела со звездой), наилучший вид на северо-восточную кромку Долгоруковской яйлы (включая Курган славы и гору Калан-баир)
6 - гора Доз (912 м)
7 - поворот на Партизанскую тропу, ведущую через скалы Мокроусова к реке Бурульче
8 - памятник политруку партизанской группы Александру Всеволодовичу Богомолову
9 - памятник на месте Центрального штаба Командующего партизанским движением Крыма Алексея Васильевича Мокроусова
10 - памятник на месте подвига и героической гибели Макара Даниловича Халанского, Леонида Чубарова и Нины Петровны Кострубей
11 - Партизанская мельница
12 - Партизанская поляна
13 - Лопуховая поляна
14 - развилка, начало тропы, спускающейся вдоль Малинового ручья
15 - родник "Малиновый звон", декоративная избушка над источником
16 - конечная точка похода, троллейбусная остановка "Перевальное, кольцо"
Фиолетовой линией приблизительно показана заключительная часть маршрута похода после отключения телефона, записывавшего навигационный трек, в связи с разрядом аккумулятора.

Все фотографии из первой части фотоотчёта в максимальном разрешении находятся здесь.

Поскольку я остановился в Ялте, подниматься на Орта-Сырт-яйлу я решил с юга. Из населённых пунктов ближе всего к этому горному массиву расположено село Генеральское. В первую половину дня автобус из Алушты туда ходит только один раз, в 7:00 утра. Поэтому я вышел из гостевого дома в Васильевке (микрорайон Ялты к северу от автовокзала) в 5 часов 40 минут и через час уже был в Алуште, встретив рассвет в районе Малого Маяка. До Генеральского от автовокзала Алушты нужно ехать ещё чуть менее часа по серпантину Южного берега. Микроавтобус заезжает в Малореченское, куда я спустился с Караби-яйлы ровно в полночь прошлым летом, затем совсем немного возвращается и поворачивает на Генеральское. Это село в первую очередь знаменито водопадом Джур-джур в ущелье Хапхал, разделяющем Тырке-яйлу и Демирджи-яйлу, и от остановки до водопада всего два километра. Однако для подъёма на Орта-Сырт через перевал Таш-Хабах западный я пошёл значительно восточнее вопопада и после выхода из села почти строго на север. Приблизительно через 1300 и 1600 метров после выхода из села находятся соответственно левый и правый виражи, после которых тропа сохраняет прежнее направление. Почти с самого начала грунтовая дорога окружена изумительными красками осеннего лиственного леса, и очень часто открываются виды на ближайшие горные массивы - Северная Демирджи, Тырке и Ликон. На высоте около 680 метров я прошёл мимо родника Уранус, представляющего собой исток ручья на дне оврага. Через 170 метров после этого ориентира дорога резко поворачивает на юго-запад, однако затем ещё примерно через 700 метров после плавного изгиба снова ведёт в на север. Лес постепенно становился более густым и высоким, и после первой трети подъёма из Генеральского на перевал Таш-Хабах западный вдоль широкой тропы имеется только одна поляна, зато очень красивая, на высоте уже около 930 метров (фото 37-42). После поляны дорога постепенно поворачивает на запад, а за 300 метров до перевала - обратно на восток. Незадолго до заключительного виража поперёк дороги на неудобной высоте упало дерево с большим количеством веток, оно обходится справа. Перевал Таш-хабах Западный расположен на поляне, в южной её части находится небольшая скала, представляющая собой узкий и вытянутый каменный гребень (фото 63). Я его обогнул слева и поднялся на западную его часть, откуда хорошо видны не только обрывы Тырке-яйлы, но и Малореченское, и затем вернулся на поляну тем же путём. На середину гребня идти уже нельзя, так как он крайне узок, и под ногами ещё шатаются камни. Я уже однажды был на перевале Таш-Хабах, по пути с Носа Тырке на верхнее плато Караби, однако тогда прошёл через поляну, не останавливаясь, и даже не подумал, что отойдя немного от дороги, можно увидеть те горы, с которых я только что спустился. Оказавшись на этом перевале во второй раз и завершив фотосъёмку видов с поляны, я миную правое ответвление вдоль хребта Таш-хабах, ведущее к турстоянке Восточный Суат (именно так я шёл чуть больше года назад) и двигаюсь в северо-западном направлении, тем же путём, как я спускался с Тырке-яйлы, только в противоположную сторону. Через 400 метров к дороге слева примыкает подъём на Тырке, и именно эта развилка является высочайшей точкой похода. Навигатор записал высоту в 1078 метров. На спутниковой карте рядом ещё указан круглогодично действующий родник Сулух-оба, однако я на него не обратил внимание. Я продолжил идти в прежнем направлении, и до Орта-Сырт-яйлы, возвышающейся над уровнем моря на 900-930 метров, теперь уже предстоял очень плавный спуск, лишь очень ненадолго сменившийся коротким подъёмом. Идущая через высокий и особенно красивый осенью лес тропа умеренно извилистая, но в основном по-прежнему идущая в северном направлении. Через час после отхода от перевала я вышел на южную границу безлесной Орта-Сырт-яйлы - самой маленькой яйлы Крыма, простирающейся с севера на юг приблизительно на три километра, а с востока на запад чуть более чем на километр. Самой дальней целью похода являлся памятник со звездой на северной оконечности яйлы, который мы увидим во второй части, и поэтому я решил идти туда вдоль восточной кромки плато, а обратно - вдоль западной. Выйдя на яйлу, я сразу сошёл с грунтовки направо, чтобы выйти к видовым точкам и наблюдать Караби и долину реки Суат, однако обозначенная на карте тропа на самом деле совершенно не читалась, за исключением нескольких коротких участков, и я шёл фактически просто по траве, по бездорожью. Тем не менее, идти было относительно удобно, и прочерченная в навигаторе линия очень удачно обходила все скальники и заросли. Впереди виднелся большой каменный мыс, никак не обозначенный ни на одной из имеющихся у меня карт, однако я сразу догадался, что именно оттуда открываются самые лучшие виды с Орта-сырт-яйлы на восток. Я обошёл скальный обрыв слева и повернул к мысу. Виды яйлы и окрестностей до достижения этой видовой точки я публикую в первой части, а фотографии и видеозапись с самого мыса - уже во второй.

1. Восточная кромка плато Северной Демирджи, вид из Генеральского.

2. Чуть правее центра кадра скалы Тарах-хая на кромке Демирджи-яйлы.

3. Скорее всего, скалы Чегум-Али и Биас-таш, расположенные к юго-востоку от плато Демирджи. Справа гора Диплис-Хая, которую я покорил 22 июля 2018 года, в последний полный день девятого крымского путешествия.

4. Отвесные обрывы восточной части Тырке-яйлы.

5. За невысокими деревьями гора Ликон и кромка Караби-яйлы.

6. Слева плато Северной Демирджи, справа Тырке-яйла. Между ними ущелье Хапхал и перевал Кара-оба.

7. Низкорослый осенний лес.

8. Прямо по курсу - мыс на южной кромке Тырке-яйлы, окружённый с двух сторон осенними красками.

9. Крупный план мыса и скал у его подножия.

10. В направлении мыса ведёт левое ответвление дороги. Я же к роднику Уранус иду правее.

11. Продолжаю подъём среди осенних красок. Теперь Тырке-яйла остаётся слева.

12. Обрывы Тырке-яйлы за деревьями.

13. Осенняя грунтовая дорога.

14. Дерево с красными листьями.

15. Плодоносящий куст шиповника на фоне размытых в боке осенних красок и перевала Кара-оба.

16. Тырке-яйла и разноцветный лиственный лес на её склонах.

17. Скалы Тарах-хая крупным планом.

18. Юго-восточная кромка плато Северной Демирджи.

19. Грунтовая дорога и низкорослые осенние деревья на склоне.

20. Маленькое деревце с ярко-красными листьями.

21. Очень крупный план параллельных цепочек остроконечных скал Тарах-хая. Хорошо видны растущие прямо из камня сосны, а также покрывающие крутой склон лиственные деревья.

22. Скальные цепи, расположенные чуть южнее, ближе к Диплису. Тоже можно разглядеть по отдельности каждую сосну, несмотря на то, что до них более трёх с половиной километра. Хвойные деревья растут только из скал, а в подавляющем большинстве южные склоны гор между Алуштой и Приветным покрыты лиственной растительностью.

23. Продолжаю подъём мимо осенних деревьев.

25. Ещё одно небольшое деревце с красными листьями, теперь уже с более широкими.

26. Очень интересные белые пушистые цветочки.

28. Много пушистых цветочков в одном кадре.

29. Широкая грунтовая дорога ведёт к роднику Уранус.

30. Лиственный лес становится более густым.

31. Разнообразие осенних красок.

32. Через час после начала похода мне впервые встретилась маленькая сосенка.

34. На высоте 760 метров дорогу окружают уже высокие деревья. На следующих кадрах, особенно после поляны, они станут ещё выше.

37. Поляна под перевалом Таш-Хабах западный.

38. Более крупный план  осенней поляны.

43. Покинул поляну и иду на северо-запад к перевалу.

44. Кленовые листья крупным планом.

49. Осенний крымский лес в лучах Солнца, высота более 1000 метров над уровнем моря.

50. Упавшее дерево, даже два дерева. Их можно обойти слева, если смотреть в направлении съёмки (или, поскольку это взгляд назад, то при подъёме идти нужно, как я уже написал выше, справа).

51. Скала у перевала Таш-Хабах Западный.

53. Осенние листья в Крымском лесу на высоте 1050 метров.

58. Дошёл до поляны на перевале.

60. Вид на гору Нос Тырке, где я был 27 августа 2018 года, с перевала Таш-Хабах Западный.

61. Южная кромка Тырке-яйлы, вид с перевала Таш-Хабах Западный.

62.Маленький кустик шиповника с плодами, но уже без листьев, на перевале Таш-Хабах Западный.

63.Скала (узкий каменный гребень) не юге перевальной поляны.

64. Общий вид на Тырке с восточной части гребня. Напомню, идти в середину гребня очень опасно.

65.Вид со скалы рядом с перевалом Таш-Хабах западный на село Малореченское и долину Малой речки, по которой я спускался при свете полной Луны вечером 27 августа 2018 года, а также на автомобильную дорогу, соединяющую южнобережный серпантин с селом Генеральским (я проехал по этой дороге перед началом похода 9 октября 2019 года за 3 часа до съёмки этого кадра).

66. Осенний лес на южном склоне хребта Таш-Хабах.

67. Общий вид на обрывы Тырке-яйлы со скалы рядом с перевалом Таш-Хабах западный.

68. Скальный гребень вблизи.

70. Второй маленький кустик с плодами шиповника на перевальной поляне.

71. Заключительный снимок поляны на перевале. Отправляюсь на Орта-Сырт-яйлу через лес.

72. Высокорослый осенний лес к северу от перевала Таш-Хабах западный.

73. Ещё несколько красивейших кадров осеннего горного леса.

78. Туристический указатель направления движения к водопаду Джур-джур. Я иду в противоположную сторону, на Орта-сырт-яйлу.

94. Скальный гребень на южной кромке Орта-Сырт-яйлы.

98. Вышел на Орта-Сырт-яйлу.

102. Осенние деревья и небольшие скальники на яйле.

103. Дорога заворачивает левее, на северо-запад. А я поворачиваю направо, на северо-восток, и иду без тропы просто по траве.

104. Справа скальный мыс, на который я держу путь.

106. Не полностью раскрывшийся горный крокус на Орта-Сырт-яйле.

109. Просторы яйлы.

112. Группа полностью опавших деревьев между двумя цепочками маленьких скал.

114. Горный крокус в траве.

115. Гора Кара-тау (1220 м), третья по высоте вершина на Караби-яйле и единственная на верхнем плато, на котором я пока не был.

116. За первой цепочкой деревьев - продолжение Орта-Сырт-яйлы, а вдали - волнистое плато "каменного моря" Караби-яйлы.

117. Справа очень слабо читается тропинка. Я держу путь к мысу (вдали справа) через просвет между деревьями.

118. Вид на восток.

119. Северо-западная часть Караби-яйлы. На ближнем плане - безлесный участок Орта-сырт-яйлы. Пока даже не видно, что эти два горных массива разделены ущельем реки Суат. Чуть позже мы увидим ущелье частично, а в начале второй части - полностью. В данный момент возникает оптический обман, что Орта-Сырт и Караби - это единое ровное плато.

120. За деревьями Кара-тау.

121. Пейзаж яйлы.

123. Пока восточная кромка ещё достаточно далеко. Однако гора Кара-тау ещё в 10 раз дальше.

124. Разноцветный осенний лес.

125. Вид на север.

126. За лесом, через который я дважды прошёл разными путями перед посещением Орта-Сырт-яйлы и после него, видна вытянутая с востока на запад Тырке-яйла.

128. Обхожу очередной скальник слева (за левым краем кадра).

129. Вид назад, на юго-запад. По видимой справа дороге я чуть позже с Орта-Сырт-яйлы возвращался, прежде чем свернуть с неё на Партизанскую тропу. Плотная группа высоких деревьев левее центра кадра ещё покрыта зелёной листвой, однако на всех окружающих деревьях листья уже окрасились в разные оттенки бежевого иди даже опали.

131. Станосятся видны скальные гребни в южной части западной кромки нижнего плато Караби-яйлы.

132. Очень крупный план горы Кара-тау и видимых в том же направлении районов нижнего плато. Виден памятник на вершине.

133. За лесом видна центральная часть Тырке-яйлы. Справа поляна, через которую я прошёл в первую очередь, выйдя на яйлу.

134. За поляной и лесом Нос Тырке и гора Долгая.

136. Общий вид на юго-запад.

137. Низенькие деревья на яйле.

145. Горный крокус.

146. Дошёл до первой естественной смотровой площадки вблизи кромки (однако наилучший вид на восток открывается с мыса, его я покажу в начале второй части). Хорошо видна середина западной кромки нижнего плато Караби-яйлы. Ширина ущелья реки Суат - 650 метров, глубина - чуть более 100 метров. До есть скалы напротив расположены совсем близко, менее чем в километре от места съёмки (для сравнения, среднее расстояние между соседними станциями Московского метро в два раза больше), однако дойти до кромки Караби напрямую либо крайне сложно, либо вообще невозможно. По крайней мере спускающихся на восток из этого района Орта-Сырт-яйлы троп я не видел.

148. Склон Караби чуть южнее.

149. Более общий вид.

150.  Крупный план склона, состоящего из почти прямых цепочек камней.

151. Треугольные вытянутые скальники на кромке Караби-яйлы, небольшое ущелье, разрезающее край плато (там ранней весной течёт сезонный ручей, впадающий в Суат) и каменное море вдали.

152. Двухступенчатый скальный мыс к северу от малого ущелья.

155. Покидаю первую видовую площадку на кромке и иду вдоль края рощи к мысу на востоке Орта-Сырта.

156. Очередной осенний пейзаж.

160. Горный крокус с пятью лепестками (предыдущий был с шестью и следующий будет с шестью тоже).

163. Смотровой мыс совсем близко.

164. Осенние деревья у поворота на мыс.

Виды с мыса и все следующие кадры, снятые на Орта-Сырт-яйле, опубликованы в начале второй части. Третья часть фотоотчёта (о переходе по Партизанской тропе через Мокроусовские скалы и затем вдоль реки Бурульчи и о дальнейшем спуске в Перевальное) находится здесь.
Tags: Крым, Крымские горы, Орта-Сырт-яйла, крымские походы, осень, пеший туризм, путешествия