?

Log in

No account? Create an account

Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Крым. Часть вторая. Особенности дороги из Москвы в Ялту и обратно

Journal Info

Name
Wolframmos

Крым. Часть вторая. Особенности дороги из Москвы в Ялту и обратно

Previous Entry Share Next Entry
Теперь я временно отступлю от собственно впечатлений от достопримечательностей, чтобы рассказать о впечатлениях от дороги в Крым и от инфраструктуры самого Крыма. Но, повторюсь даже, никакие трудности с дорогой не умаляют восторгов от видов Крыма, кроме того, почти вся дорога, за исключением, возможно, нескольких коротких участков, была очень интересной в плане, например, видов из окна поезда и особенно автобуса уже в Крыму. Я решил ехать в Крым на поезде с "Единым билетом" через Анапу, потому что самолёт, даже дешёвый, получится дороже, и на него билеты раскупаются очень задолго, что не вариант для меня, привыкшего покупать впритык билеты, в частности, на музыкальные мероприятия. Я покупал билеты на поезда всего за неделю до отъезда, но мне удалось урвать последние нижние боковые полки. До Анапы (равно как из Анапы обратно на нужную мне дату) оставалось только по одному поезду, где ещё были нижние полки, хотя бы боковые. Зато поезд туда был относительно быстрым, притом, что дешёвым, шёл всего чуть больше суток (№156). Сначала я планировал провести в Крыму всего 7 полных дней, предполагая, что проживание будет более дорогое, и купил обратный билет на 6-е. Я наивно надеялся за это время увидеть не только основные достопримечательности Южного берега и Севастополя, но и покорить Чатыр-даг и Демирджи (позже я отказался от исполнения этих планов ввиду сложностей восхождения по крутым тропам без инвентаря) и посмотреть Коктебель, Феодосию и Керчь. Теперь я понимаю, что столько много за такое короткое время успеть невозможно. Тем более, что мне очень хотелось гулять по Крыму не торопясь (и на протяжении почти всего путешествия это удалось). И умная Алла Борисовна говорила мне, что времени у меня очень мало. И перед выездом из Москвы 27 июля я сдал обратный билет в кассу возврата и купил новый, на 9 августа. Туда у меня был "единый билет" от Анапы до Ялты, а обратно я себе сдуру купил от Керчи, потому что надеялся перед выездом посмотреть керченские достопримечательности, в частности, самый старый в России сохранившийся православный храм, но раз я утром выезжал из Ялты, точнее, даже из Мисхора, а не из Феодосии, где последние два дня надеялся жить, то понятно, что ничего этого я успеть не мог, особенно учитывая, что в день из Ялты в Керчь идут всего два автобуса. По дороге туда мне показалось, что ехать по "единому билету" - одно удовольствие. В частности, потому что и до порта, и после парома мне попались действительно комфортабельные автобусы ГолАЗ с кондиционерами, которые уже ждали пассажиров на вокзале и в крымском порту. Я регулярно езжу такими автобусами на концерты, они обслуживают некоторые московские маршруты, начиная с зимы. На вокзале в Анапе, куда я прибыл в 5:15 утра с опозданием на 5 минут, действительно есть стрелки к остановкам автобусов по единому билету, поэтому найти их несложно, и вскоре мы отъехали в порт Кавказ. Время в пути до него - час с небольшим. Пассажиры по единому билету действительно садятся на первый пришедший паром без всякой очереди, и мы его ждали менее получаса. И туда, и обратно я переправлялся на греческом пароме, в котором было очень много надписей на греческом языке. Пассажиры заходят с земли на нижнюю палубу, на которую заезжают машины и оттуда по эскалатору поднимаются в пассажирский зал. Оттуда можно по лестнице подняться на верхнюю палубу, откуда очень хорошо видны все виды вокруг. Отплытия большого парома приходится ждать долго, потому что машины могут въехать на нижнюю палубу только на медленной скорости, и поэтому чтоб загрузить паром, требуется время. Туда после начала посадки на паром мы ждали отплытия примерно час, обратно - полтора часа. Насколько я понял на обратном пути, пока большой паром (в данном случае "Олимпиада") загружается машинами, в порту успевают причалить и затем отплыть несколько маленьких паромов ("Севастополь", "Керченский-2", "Николай Аксененко" и другие), так как в них гораздо меньше машино-мест, и их можно загрузить за гораздо меньшее время. Пока мы на борту "Олимпиады" ждали отплытия, в порт Кавказ ушли три маленьких парома. Когда я прибыл в крымский порт из Керчи, то там стояли "Олимпиада" и "Керченский-2", который отплыл, естественно, гораздо раньше. Вся толпа пассажиров повалила на "Олимпиаду", поэтому я предположил, что по единому билету можно плыть только на ней. Однако как мне объяснил один из пассажиров чуть позже, по единому билету можно садиться на любой причаливший паром. Но мне нисколько не жалко, что я обратно сел на "Олимпиаду" и поэтому долго ждал отплытия, так как всё равно на верхней палубе большого парома плыть приятнее, кроме того, оттуда открываются такие необыкновенно красивые виды керченских холмов, на которые я обратил внимание ещё по дороге туда, и я зато смог их внимательно рассмотреть. За паромом летит огромное количество чаек, пассажиры их кормят кусочками хлеба, с интересом наблюдая, как чайки их на лету ловят. Народу на пароме было очень много, особенно обратно, все сидячие места были заняты, и ещё очень много людей стояло на верхней палубе. Я читал, что "Олимпиада" может перевезти за рейс до тысячи человек. После причаливания на выходе возникает пробка из людей, так как на спуск эскалаторы не работают, и приходится идти по выключенному узкому эскалатору пешком.
По дороге туда нас привели к стоянке автобусов, и один из них перевозил только пассажиров, имеющих единый билет до Ялты. Мы отъехали от порта Крым примерно в 10 часов, в едином билете было написано "Прибытие в Ялту ориентировочно в 14:20", но мы опоздали, прибыли на ялтинский автовокзал в 15:00 или даже 15:20, точно не помню. Мы ехали без остановок за одним исключением, в Грушевке, после города Старого Крыма и поворота на Судак одной пассажирке стало плохо, и водитель сделал внеплановую остановку на 10 минут. Там, посмотрев на горы и озеро, я впервые понял, что прямо в любом месте Крыма виды необыкновенно красивы. Фотографии тоже будут, я не знаю, как я назову этот пост, может быть, фотоотчёт о дороге, но сначала всё-таки постараюсь рассказать о десяти днях на Южном берегу. Но очень часто фотоматериалы совершенно не передают тех красот природы, которые можно видеть живьём.
Обратно ехать было несколько сложнее (но при этом смотреть в окно всё равно приятно), хотя почти все сложности я себе создал сам, купив обратный единый билет не из Ялты, а из Керчи. Пришлось покупать билет в Керчь на обычный рейсовый автобус. Я хотел ехать в пересадкой, чтобы выезжать из Ялты хотя бы не очень рано, но женщина в справочном бюро автовокзала говорила, зачем же мне пересадка, если есть прямой рейс и он дешевле. И она меня убедила, я купил на автобус из Ялты в Керчь на 7:40 с прибытием в 14:40, за час до указанного в едином билете времени отправления из Керчи. Автобус стоил 329 р., плюс единый до Анапы - 150 р., а единый билет Анапа-Ялта - 350 р. Плюс я купил багажный билет из Ялты в Керчь, потом понял, что зря, потому что можно было просто поставить чемодан не в багажник автобуса, а около недействующей двери в салоне, и тогда за него платить не надо. Мне очень хотелось проехать от Феодосии вдоль берега, мне и Алла Борисовна говорила, что виды там гораздо интереснее, чем если ехать через Симферополь, но, к сожалению, нет ни одного автобуса, который следует из Ялты в Феодосию после Алушты по Южнобережному шоссе (далее во всех постах - ЮБШ), кроме, может быть, частных маршруток, о которых в интернете информацию найти невозможно. И туда, вопреки моим ожиданиям, водитель поехал через Симферополь, и обычный рейсовый автобус (не от системы единого билета) ехал в Керчь не по берегу. Видимо, потому что ЮБШ после Алушты на некоторых участках очень извилистое, и ехать по нему гораздо труднее, чем по прямой дороге Симферополь-Феодосия. Когда мы садились в автобус на Керчь, одновременно на автовокзале объявили о посадке на другой автобус, следующий уже по системе единого билета, видимо, на нём всё было бы гораздо быстрее. Сначала в обычном рейсовом автобусе на Керчь народу мало, но уже в Алуште все места были заняты, а на коротком участке после Феодосии были даже стоячие пассажиры. От Алушты автобус медленно заползает на Ангарский перевал на высоту 752 метра, потом моментально разгоняется и быстро едет под гору в Симферополь. Дорога чуть-чуть извилистая только сразу после Алушты, и то повороты не очень резкие, а после Ангарского перевала фактически прямая уже до самой Керчи. Расписание было составлено с запасом, и поэтому в каждом городе, кроме Белогорска, подолгу стояли. В Алуште стояли 15 минут, в Симферополе - полчаса, в Феодосии - ровно час. И за этот час я успел посетить расположенный напротив автовокзала храм Святой Екатерины и даже пофотографировать цветы. На остановках невозможно было не выходить, потому что в автобусе становилось невыносимо жарко. После прибытия в Керчь стало понятно, что система "Единого билета" не всегда действует столь отлаженно, как это было по пути туда. На автостанции Керчи на платформе, где отходили автобусы по единому билету и в порт, и в глубь Крыма, среди других, стояли люди, которые должны были уехать ещё час назад. Я не могу утверждать, что автобусов не было, эти люди могли просто опоздать, но мне показалось, что я наблюдаю полную неразбериху, такое впечатление возникло, когда мне неправильно объяснили, что якобы автобусы в двух направлениях останавливаются в разных местах. Но, как сказал один из водителей, пассажир с единым билетом может уехать на любом автобусе, следующем по этой системе в порт, при наличии там мест. Вскоре подошёл маленький автобус, не имеющий отношения к системе единого билета, и водитель любезно согласился взять 7 человек на оставшиеся места. Я решил поехать, раз мне казалось, что уехать так трудно (только теперь понял, что эти люди могли опоздать просто). Там даже пробраться на свободные места было трудно, потому что проход был во всю ширину завален чемоданами. После переправы, о которой написано выше, возникла ещё одна заминка с автобусами. В порту стояло 4 автобуса, которые по единому билету собирались в Краснодар, но почти вся эта огромная толпа, сошедшая с парома, собиралась в Анапу, и в один автобус и даже в два все они, конечно же, поместиться не могли. Минут 15 вообще не было понятно, когда можно будет уехать. Потом один из сотрудников транспортной дирекции объявил: "Минуточку внимания, кто до Анапы. В Анапу едет 4 автобуса, которые скоро подойдут, так что все поместятся, не ломитесь все в первый автобус, а то ведь все друг друга задавите!". Первый автобус подошёл ещё минут через 10, в него пускали только тех, у кого поезд отходит из Анапы достаточно скоро, а я уезжал почти в полночь. Я попал во второй чуть позже, но тоже занял там последнее оставшееся место. Оказывается, не все автобусы от единого билета такие комфортабельные, как туда ехали, тут кондиционера не было. Я прибыл в Анапу часа за три с половиной до отправления, хотел изначально погулять по Анапе и дойти до моря, но я тогда очень устал и поэтому остался на вокзале, еле нашёл в зале ожидания единственную розетку для зарядки телефона. Дорога от Верхнего Мисхора до Анапы заняла почти 14 часов. В обратном поезде, единственном, в котором оставались нижние полки, вагоны были уже совсем не новые, с уже давно забытыми закрывающимися перед стоянкой туалетами и естественной вентиляцией, поэтому на продолжительных остановках становилось очень жарко.
Поскольку я так много написал о дороге до Ялты и обратно, то внутрикрымские транспортные впечатления я решил вынести в отдельный пост.
Продолжение следует...
Powered by LiveJournal.com