?

Log in

No account? Create an account

Meglio tardi che mai // Лучше поздно, чем никогда

Концерт Оксаны Лесничей в Тольятти и классный вечер Б.А. Руденко

Journal Info

Name
Wolframmos

Концерт Оксаны Лесничей в Тольятти и классный вечер Б.А. Руденко

Previous Entry Share Next Entry
7 марта я впервые побывал в Тольятти, родном городе моей самой любимой певицы Оксаны Лесничей. Узнав о концерте в Тольяттинской филармонии приблизительно в середине февраля, я совершенно не сомневался, что при малейшей возможности в Тольятти нужно съездить. И я съездил, несмотря на все сложности дороги, и даже не пропустил тех музыкальных мероприятий, которые собирался посетить в Москве в предыдущий и на следующий день, несмотря на то, что с "Князя Игоря" я прямиком отправлялся на вокзал, и то успевал совершенно без запаса по времени. Поскольку в Тольятти из Москвы ходит только один поезд в сутки, а все остальные поезда после Сызрани идут дальше в Самару и Уфу, и туда, и обратно я ехал через Сызрань и далее на автобусе и обратно до Сызрани на такси, так как автобусы поздним вечером уже не ходят. На концерт 8-го в Димитровграде я тоже ооооочень хотел, но никак не смог, так как очень трудно было бы вернуться в Москву к концерту 9-го. Программа, по словам Оксаны Петровны, была совершенно такая же, но все произведения, которые Оксана поёт своим волшебным голосом, всегда очень хочется услышать снова, и это было бы, несомненно, очень большой радостью. Виды, которые открываются с дороги Сызрань - Тольятти, тоже производят сильное впечатление. Там находятся горы Жигули, и пейзажи очень похожи на холмы восточного Крыма, только всё покрыто снегом. А когда проезжаешь самую высокую точку трассы (около 250 метров над уровнем моря) и дорога начинает идти резко вниз к плотине, то спуск по дороге вниз очень напоминает спуск на южный берег Крыма с Ангарского перевала: несмотря на то, что горы Жигули в разы ниже, они очень похожим образом выглядят с двух сторон от дороги и очень завораживают.
Оксана Лесничая и её партнёры, хорошо знакомый мне солист Новой Оперы Андрей Бреус и Юрий Зальцман, выступали под аккомпанемент Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии под управлением Алексея Врорнцова. Оркестр мне понравился, только в одном номере в течение нескольких строчек он звучал, может быть, чуть-чуть громче, чем нужно, но исполнители, видимо, быстро сообразили, что нужно поправить, и следующие фрагменты этого номера уже прозвучали прекрасно. В программу, которая была опубликована здесь, были внесены небольшие изменения: "Сказки Венского леса", которые в исполнении Оксаны Петровны я просто обожаю, были исключены из программы, но в качестве сюрприза после песенки Анюты любимая певица исполнила украинскую песню "Ой, я знаю...". Мне очень понравилось, как Оксану Лесничую объявила ведущая: "По мнению строгих критиков, обладательница одного из лучших колоратурных сопрано на планете...". Прямо с первого звука Оксана Лесничая моментально просто необыкновенно очаровала слушателей божественным голосом и демонстрировала такой звук, такой тембр, какого в точности я ещё никогда не слышал - я уже говорил о невероятном многообразии тембровых красок голоса Оксаны и о том, что благодаря этому достоинству певица очень часто звучит в сравнении с другими произведениями или предыдущими выступлениями с этими же фрагментами несколько по-новому, но всегда совершенно изумительно. Ни у кого нет такого потрясающего сочетания небесно чистого, яркого, наполненного, неописуемо мягкого и нежного голоса, выдающегося совершенства манеры звукоизвлечения и контроля над звуком, необыкновенно красивого тембра во всех регистрах, невероятно плавного легато и аккуратного стаккато, бесконечной кантилены и великолепной колоратурной техники. И исключительной отточенностью и красотой отличались чарующие диминуэндо в конце фраз, в частности, на верхних нотах, но и не только. Несмотря на то, что от начала и до конца вокального вечера Оксана Лесничая была во всех отношениях безупречна, самым лучшим номером концерта, на мой взгляд, стал вальс Джульетты, который я слушал в исполнении Оксаны впервые. В основном, на протяжении концерта звук голоса Оксаны Петровны был сравнительно лёгкий, даже почти невесомый, что в сочетании со всеми перечисленными положительными качествами восхищало просто безумно, и особенно, конечно же, в вальсе Джульетты, написанном для лирико-колоратурного сопрано, где тембр был в наибольшей степени светлый. В "Поцелуе" Ардити и в Кунигунде певица также демонстрировала исключительно чёткое исполнение всех пассажей с мелкими нотами, в которых звук всегда оставался удивительно округлым и чарующим, а тембр, который тоже, на мой взгляд, очень подходит для колоратурных арий, был несколько более тёмным, но завораживающе окрашенным. Однако то звучание, которое было в вальсе Ардити 20 февраля, более светлое, мне тоже безумно нравится. В моей любимой арии Кунигунды, одной из самых сложных вообще арий, исполненной, как и всегда, не только технично, но и удивительно артистично, Оксана Петровна снова просто невероятно долго (и при этом, естественно, аккуратно) тянула последние ноты и даже за самую последнюю ноту успела, внимание, ДВА РАЗА повернуться вокруг себя! А перед этим было ещё несколько длиннющих нот с большими паузами между ними, и поскольку многие слушатели не знают, где кончается ария Кунигунды, то во время пауз они побежали уже к Оксане с цветами, а она дала знак, что ещё не надо, и продолжала до бесконечности тянуть ноты замечательным звуком и тембром. У меня только остаётся мечта услышать весь финал Кунигунды в исполнении Оксаны без преждевременных аплодисментов слушателей, я всё-таки не понимаю тех людей, которые начинают хлопать, когда голос Оксаны ещё тянется в воздухе. Я понимаю, что они восхищены бесконечной кантиленой, хотя и не мыслят в большинстве своём такими словами, но неужели нельзя сначала послушать, ведь не каждый день можно услышать такое замечательное пение и такие возможности голоса, а потом только хлопать? А хлопали Оксане за Кунигунду снова чуть ли не несколько минут, прямо как на вечере памяти Ирины Ивановны Масленниковой! И особенно восхищена была исполнением именно арии Кунигунды начальник службы творческого планирования Тольяттинской филармонии Елена Валентиновна Семёнова, очень соскучившаяся по концертам певицы в родном городе. Для чардаша Розалинды, в котором я тоже Оксану Петровну слышал впервые, как мне уже несколько лет назад казалось, в наибольшей степени подходят плотные, драматические голоса, но и Оксана Лесничая тоже просто потрясающе спела, и голос в соответствующих местах, оставаясь неописуемо красивым, действительно становился более крепким, очаровывая обволакивающей плотностью, а если нет - то продолжал завораживать волшебной лёгкостью. Очень интересное и тоже выдающееся исполнение Чардаша, кстати, это произведение тоже очень сложное, несмотря на то, что его принято относить к оперетте. Когда я увидел на афише имя Франца Легара, то был почти уверен, что композитор будет представлен арией Джудитты. И притом, как замечательно у Оксаны Петровны получается Джудитта, я сначала даже чуть-чуть расстроился, увидев в программе не Джудитту, а дуэт "Сон наяву". Однако очень зря. Просто божественно звучал невероятно глубокий, чистый и тягучий голос Оксаны Лесничей в дуэте Ганны и Данило. Неземным просто был звук и тембр! Оксана в мне понравилась даже больше Анны Нетребко, которую я когда-то тоже в этом фрагменте живьём слышал, очень восхищаясь. Кроме того, в этот раз солисты с оркестром исполнили два с половиной куплета, а не полтора, как обычно. Чарующе мягко звучала Оксана Лесничая и в дуэте Дон-Жуана и Церлины. Светлым и при этом волшебно тёплым тембром Оксана Петровна спела "Я вся горю", а украинская песня "Ой, я знаю..." прозвучала удивительно эмоционально, чисто и связно, с чарующими переходами на пиано. Брависсима, Оксана Петровна!!! Как говорили после концерта слушатели в гардеробе, этот вокальный вечер был ещё более удачным, чем предыдущий концерт певицы в Тольятти, они говорили, что Оксана в этот вечер была особенно в ударе.
Я провёл в Тольятти всего около шести часов, но в них уместилось очень много интересного. После концерта состоялся фуршет в Филармонии, и на него родственники Оксаны Петровны меня тоже пригласили, и  правильно мне сказали, что сильно заранее уезжать в Сызрань к поезду не надо. На фуршете было 13 человек - только родственники Оксаны, участники и ведущая концерта и начальник службы творческого планирования Филармонии Елена Семёнова (тёзка и однофамилица певицы Елены Семёновой). И в целом от фуршета тоже впечатления были очень яркие. Я был очень рад познакомиться ещё и с папой и мамой Оксаны Петровны и её брата Павла, Петром Александровичем и Валентиной Ивановной, им, кстати, тоже уже давно очень приятно читать мои рассказы об Оксане, но увидел я их и поговорил с ними впервые. И Пётр Александрович, и Валентина Ивановна меня очень благодарили за оценку творчества Оксаны, а я их - за прекрасную дочь. И они мне тоже жали руки. Тогда я у меня возникла идея: произнести тост за Оксану, изложив в нём все достоинства её пения. Я попросил разрешения у Петра Александровича, как у самого старшего. И он не просто поддержал мою идею, но и решил перед этим меня представить как музыкального критика и представителя бомонда Москвы (я себя не хочу называть критиком, но разговор о том, что критики-любители наиболее искренние, на фуршете тоже шёл). И я произнёс речь о том, какая выдающаяся певица Оксана Лесничая, даже достаточно подробную для формата тоста, конечно, волновался, но не запинался. И Оксана была счастлива, прямо излучала положительные эмоции. Я в целом доволен речью, но мне очень жаль, что я всё-таки забыл некоторые моменты. Во-первых, среди многочисленных восторженных эпитетов о голосе Оксаны я должен был упомянуть "нежный", во-вторых, я забыл сказать об удивительно совершенных диминуэндо, несмотря на то, что в речи использовал некоторые музыкальные термины. Оксана ещё рассказывала, как она попала на вечер Эдиты Груберовой, и когда там, в Вене, она кассирам или кому-то ещё сказала, что она тоже певица, и спела фрагмент одной неаполитанской песни (какой - не помнит), ей продали билет за полцены - 90 евро вместо 180. Вообще, как я уже писал, у Оксаны Петровны необыкновенно чистый, приятный и нежный голос, даже когда она просто говорит, и можно просто заслушаться. Оказывается, в пятницу у Оксаны Лесничей был ещё один концерт, полузакрытый, с этими же партнёрами и с почти такой же программой, для ветеранов АвтоВАЗа, поэтому получается, что у Оксаны Петровны были выступления целых 4 дня подряд! И с такими сложными программами!!! И я просто восхищаюсь ею, что она так много поёт своим великолепным голосом и всегда вкладывает в пение и звук все силы, всю душу и все эмоции. А после таких сложных концертов Оксана Петровна непременно продолжает излучать такую же естественную нежность и искренние эмоции, как будто бы у неё и не было перед этим такого сложного выступления.
9 марта, на вечере классов профессоров Б.А. Руденко и А.С. Ворошило в Рахманиновском зале Московской Консерватории Оксана Петровна радовала своим волшебным голосом уже московских слушателей. Оксана Лесничая изумительно исполнила первую часть концерта Глиэра и романс "Цецилии" Р.Штрауса, продемонстрировала неописуемо завораживающее пение, сочетающе необыкновенно чистый и глубокий тембр во всех регистрах, исключительную плавность легато и невероятно совершенный и мягкий ровный звук! Эмоции от обволакивающего пения Оксаны просто исключительные!!! И до конца не понятно, чем они вызваны в первую очередь, скорее, наверно, потрясающим сочетанием всех достоинств. Как я уже сказал после Костромы, концерт Глиэра в исполнении Оксаны - это просто НЕЧТО НЕЗЕМНОЕ, и очень жаль, что в программу концерта не вошла вторая его часть, тоже безумно понравившаяся во время моей прошлой поездки на левый берег Волги. В конце первая части удивительно чарующе последняя нота зависла на пианиссимо. Несмотря на то, что Оксана Петровна поёт концерт Глиэра только недавно, в отличие от многих других произведений, и ни разу его не пела после Костромы, очень восхищало то, что оттенок каждой ноты продуман и отделан до самых тонкостей. Никакой "невпетости" вообще не было заметно! И романс "Цецилии", ещё одно произведение, которое певица головила в рамках ассистентуры-стажировки под руководством Б.А. Руденко, Оксана спела ещё лучше, чем 14 июня, теперь в этом романсе, требующем более плотного голоса, звук в длинных нотах стал ещё более уверенным, гладким и чистым. После концерта восхищение выступлением Оксаны Лесничей выражала сама Б.А. Руденко и очень многие слушатели, один из них, в частности, сказал, что за много лет не слышал такого яркого и совершенного исполнения концерта Глиэра. После окончания концерта многочисленные поклонники очень долго говорили Оксане Петровне, как же замечательно она спела, и спрашивали о ближайших выступлениях (16 марта на Кисловке, 19-го в Зоологическом музее и 30-го в Архиповском салоне).
Несмотря на то, что именно Оксана Лесничая оставила самые сильные впечатления на классном вечере, почти все его участники мне очень понравились. Очень жаль, что неожиданно так и не спела Мария Горелова, у которой в программе была обозначена, в частности, ария Тоски. Екатерина Ферзба просто потрясающе спела первую арию Виолетты, продемонстрировала исключительно совершенную технику, во всех отношениях продуманность каждой фразы, замечательный неповторимый тембр, чарующую кантилену и прекрасное разнообразие плотности звука. Одна из самых лучших Виолетт в этом сезоне! В моей любимой последней арии Клеопатры тоже всё очень впечатлило, как и обычно, но в этот раз певица иногда не совсем успевала за пианистом, и были небольшие неровности и тембр не такой яркий, как в Виолетте. Но Виолетта всё искупила! Клеопатра тоже очень хороша, просто я от её Клеопатры слишком многого жду и поэтому придираюсь. Во всех отношениях изумительной, кстати, и лишённой недостатков была Клеопатра Екатерины в феврале в театре Покровского. Ирина Лецкая продемонстрировала очень яркую и интересную интерпретацию произведений для плотного голоса, в частности, второй арии Лизы, восхитила выразительным пением, прекрасным владением голосом и чистым тембром, тоже ни на чей не похожим. Лилия Гайсина спела Джульетту и Адину просто потрясающе технично, с восхитительной точностью голос переливается мелкими нотами. И в обоих произведениях кантилена тоже удивительно завораживающая и тембр интересный! Звук, несмотря на то, что лёгкий, обволакивает, и прекрасно чувствуется, что этот голос может без всякого напряжения пролетать значительные расстояния и в больших залах, что я и наблюдал на концерте в октябре. Ещё мне Павел Табаков очень понравился, который исполнил, в частности, несколько очень редких произведений. Из студентов, открывавших концерт, самое сильное впечатление произвела Айшан Мамедова, порадовавшая чарующим чистым и связным звуком в медленной концертной арии Моцарта и романсе Римского-Корсакова "Пленившись розой, соловей". 
Powered by LiveJournal.com